logo
Экономическая теория Мочерный, В

§ 60. Международная торговля и особенности ее развития в современных условиях

Закономерности развития международной торговли. Торговля услугами на мировом рынке. Государственное и надгосударственное регулирование международной торговли

Закономерности развития международной торговли. Основными формами международных экономических отношений (МЭО) являются международная торговля, международное движение капиталов, международная трудовая миграция и международная экономическая интеграция. Кроме них, выделяют международную специализацию производства и научно-технических работ, валютно-финансовые связи и отношения между странами и др.

На современном этапе решающая роль в развитии МЭО принадлежит международной торговле. В одной из предыдущих тем отмечалось, что действие закона интернационализации производства обусловливает процесс интернационализации рынка, действие закона опережающего роста внешней торговли в сравнении с. ростом производства.

В рамках закона опережающего роста внешней торговли по сравнению с ростом производства действуют, на наш взгляд, следующие закономерности: — опережающий рост торговли услугами по сравнению с темпами роста международной торговли. Так, если для двукратного увеличения объемов торговли услугами необходимо меньше восьми лет, то для соответствующего роста международной торговли необходимо приблизительно 15 лет; — опережающий рост торговли готовыми изделиями по сравнению с товарами топливно-сырьевой группы, а в рамках первой группы — торговли машинами и оборудованием; — постепенный рост торговли полуфабрикатами, отдельными деталями, изделиями, из которых собирается сложный конечный продукт. Это связано с доминированием на современном этапе единичной формы международного разделения труда, то есть процессом интернационализации единичного разделения труда, о чем уже говорилось ранее. В середине 90-х гг. около 60 % мировой торговли машинами и оборудованием приходилось на комплектующие детали и изделия; — увеличение в мировой торговле доли внутрифирменного обмена; — опережающие темпы роста международной торговли между развитыми странами мира. В общем объеме мировой торговли доля взаимной торговли развитых стран составляет около 70 %; — действие закона неравномерности в сфере международной торговли; — увеличение в экспорте развитых стран мира доли продукции, произведенной с помощью интеллектуально и информационно насыщенного труда (в первую очередь, продукции микроэлектроники и других изделий). В экспорте отдельных стран мира она занимает от 15 до 20 %; — усиление в сфере международной торговли роли государственного и надгосударственного регулирования; — постепенная либерализация международной торговли.

Отмеченные закономерности действуют длительное время. Иногда они ослабляются, притормаживаются и даже парализуются под воздействием контртенденций. Так, в 70—80-е годы в сфере международной торговли усилилась тенденция к новым формам протекционизма.

Влияние названных закономерностей обусловливает постепенный рост роли международной торговли в национальном воспроизводстве (материального продукта, рабочей силы и экономических отношений), что проявляется в увеличении объемов внешней торговли по отношению к ВВП (объемам внутреннего производства).

Увеличение объемов внешнеторгового оборота, расширение его номенклатуры за счет готовых изделий и услуг будет способствовать экономии материальных, финансовых и других ресурсов, положительно повлияет на улучшение качества товаров и услуг, расширение номенклатуры потребляемых благ, сформирует новый фактор экономического роста (для слаборазвитых стран) и усилит его действие в развитых странах.

Торговля услугами на мировом рынке. Быстрый рост сферы услуг, в том числе международной торговли услугами, обусловлен четвертым крупным общественным разделением труда, высоким уровнем жизни в развитых странах мира, действием закона возрастания потребностей, значительным ускорением НТР, усилением миграции капитала и рабочей силы и другими факторами. Международная торговля услугами по сравнению с торговлей традиционными товарами имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся наличие прямых контактов между производителями услуг и их потребителями, увеличение объемов международной торговли услугами по мере роста внешней торговли товарами, большая защищенность сферы услуг от иностранной конкуренции со стороны государства и наднациональных органов и др. Основными видами услуг в мировой торговле являются услуги, связанные с внешней торговлей, с обменом технологиями, инжиниринговые, управленческие; с миграцией рабочей силы (выплата и перерасчет заработной платы, социальные выплаты и т. д.); социальные и культурные (туристические и т. п.); банковские, в частности, осуществление международных расчетов, лизинговых операций и др. Наибольший удельный вес услуг, связанных с мировой торговлей товарами, имеет морской транспорт. На его долю приходится около 80 % перевозок. Самый крупный торговый флот принадлежит Японии, Великобритании, ФРГ и Норвегии. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминирующую роль играют США, Великобритания и Франция. В настоящее время серьезным конкурентом морскому транспорту становится воздушный транспорт, особенно, когда речь идет о перевозке ценных грузов. Упорядочением базисных условий поставок товаров (франко-завод, франко-вагон и др.) занимается международная торговая палата.

К основным формам соглашений при обмене технологией относятся лицензионная торговля, объектом которой являются патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, разнообразных промышленных секретов, коммерческих знаний и других видов промышленной собственности (кроме товарных и фирменных знаков). Сегодня преобладает продажа беспатентных лицензий, поскольку покупка чистого патента предусматривает проведение дополнительных НИОКР, а значит, совершенной материально-технической базы, дополнительных финансовых расходов и т. д. Вследствие этого в лицензионные соглашения включается не только право на использование изобретений, но и передача необходимого технологического опыта, знаний, промышленных секретов, то есть ноу-хау и инжиниринговых услуг. Доля развитых стран мира в лицензионной торговле составляет более 80 % экспорта лицензий, в том числе США-более 55%.

В соглашениях по ноу-хау обязательно есть отдельные статьи о нераспространении секретов и компенсации убытков в случае их нарушения. Такие соглашения, как правило, предусматривают участие специалистов со стороны собственника изобретения или технологии в пуско-наладочных работах, обучении персонала работе с новой техникой и т.п.

Еще одной формой соглашений при обмене технологией является предоставление технико-технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования машин, оборудования, приборов, а также материалов и полуфабрикатов, полученных путем закупок, аренды, лизинга и другими способами. Такие соглашения заключаются при сотрудничестве в процессе технико-технологического обслуживания машин, оборудования, приборов, материалов и полуфабрикатов; при оказании инжиниринговых услуг специальными инженерно-консультационными фирмами. При этом используется метод строительства объектов «под ключ», выполнение фирмой большей части или всех услуг, проведение значительной доли работ работниками самого заказчика или местными предприятиями; при передаче технологии в рамках производственной или научно-технической кооперации в процессе объединения экономических и прежде всего научно-технических потенциалов двух или более субъектов. Подобная передача может производиться на контрактной основе, в процессе создания совместных предприятий и при осуществлении совместных капиталовложений, проведении научных, научно-практических конференций, международных выставок и т. д.

Важная роль в международной торговле социальными услугами принадлежит образованию в форме обмена опытом и информацией, преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами и студентами. Так, в 90-х гг. за границей обучалось около 1 млн студентов. Большинство из них — выходцы из слаборазвитых стран. При этом развитые страны мира проводят активную политику «утечки мозгов».

Государственное и надгосударственное регулирование международной торговли. Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны, в частности, для присвоения национальными компаниями и ТНК максимальной прибыли. В процессе реализации данной цели наблюдается противоречивое сочетание протекционизма и либерализации. Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в их Проникновении на внешние рынки. Либерализм — это государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торговле.

Протекционизм осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов на товары, которые ввозятся из-за границы; введения тарифных ограничений, к которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения (регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, усложнение таможенной процедуры), а также через установление повышенных требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на внутреннем рынке и др.

Несмотря на постепенное снижение таможенных тарифов в последние 4-5 десятилетий, развитыми странами использовалось около 800 видов различных нетарифных барьеров, с помощью которых сдерживалось до 50 % импорта товаров. Характерной чертой протекционистской политики в современных условиях является утверждение коллективного и селективного протекционизма, который проводится странами-членами интеграционных группировок по отношению к третьим странам. В наибольшей степени такой протекционизм свойствен для стран ЕС.

С другой стороны, слаборазвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки создали около 15 замкнутых экономических группировок, в пределах которых осуществляется либерализация торговли, а по отношению к третьим странам предпринимаются различные протекционистские меры. К ним относятся таможенные тарифы, лицензирование и квотирование импорта, валютные ограничения. Так, средний уровень таможенных тарифов многих слаборазвитых стран составлял в конце 80-х гг. около 35 %.

К нетарифным ограничениям относятся,' во-первых, меры, направленные на непосредственное ограничение импорта (его лицензирование и квотирование, введение .антидемпинговых и компенсационных налогов, импортные депозиты, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и др.); во-вторых, меры, которые непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, экологические стандарты и нормы, требования к маркированию товаров, их упаковке и т. п.); в-третьих, меры, действие которых приводит к ограничению импорта или стимулированию экспорта. В последние годы проявляются тенденции к замене таможенных тарифов такими мерами нетарифного протекционизма, как установление количественных ограничений, технических стандартов и условий, экологических норм и др.

Эти меры дополняются изменением программ государственного стимулирования экспорта. Важнейшие средства подобного стимулирования — государственное кредитование экспорта, смешанное кредитование (соединение государственного и негосударственного, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками и др.), государственное страхование экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта. При этом на смену традиционным формам такого стимулирования приходят более гибкие, ориентированные, в первую очередь, на избирательное стимулирование отдельных важных видов продукции, в частности, тех, которые определяют развитие НТР, базовых отраслей промышленности. Так, экспортное кредитование в развитых странах мира охватывает до 20 % всего объема экспорта этих стран. Характерно и то, что стимулирование носит косвенный характер и осуществляется в форме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, ускоренной амортизации и др.

В то же время развитые страны мира активно используют прямое субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции. Ими постепенно расширяется практика страхования кредитов (от политических, военных рисков), продление сроков такого страхования, улучшение условий выплаты страховых сумм.

Государственное страхование экспорта осуществляется также путем предоставления значительной помощи в организации международных выставок, поддержки государственных представительств за границей, занимающихся исследованием иностранных рынков, рекламой отечественных товаров.

Государственное регулирование международной торговли дополняется негосударственным — со стороны международных организаций и, прежде всего, — ВТД, а ранее ГАТТ. Эта организация была создана в Женеве в 1947 г. Первоначально полноправными членами этой организации были 23 страны, а в 1998 г. в ее состав входили уже 129 стран, на долю которых приходилось более 90 % мирового товарооборота. 25 стран в настоящее время ведут переговоры о вступлении в данную организацию. Основной вид деятельности ВТД — проведение странами-участниками многосторонних торговых переговоров, которые могут длиться не один год, поэтому их называют «раунды». За время существования этой организации было проведено восемь раундов.

Результатом семи раундов явилось снижение средней величины таможенного сбора до 4,7 % для развитых стран мира и 7,1 % для слаборазвитых. Последним сделаны уступки по .отдельным сельскохозяйственным товарам (которые не производятся в развитых странах мира). Было дано новое определение сущности демпинга (им стала считаться продажа товара ниже внутренней цены) и установлено, что за продажу товара по заниженным ценам штраф не должен превышать разницы между внутренней и демпинговой ценой. Аналогичный подход положен в основу субсидирования государством экспорта. Важным результатом переговоров стало создание свободной зоны торговли авиатехникой, решение о мерах нетарифного протекционизма (лицензий, государственных заказов, субсидий), в частности, запрещены все субсидии, кроме торговли сельскохозяйственной продукцией, лесного хозяйства и рыболовства.

На восьмом Уругвайском раунде снижены примерно на 1/3 таможенные тарифы на некоторые товары (а к 1998 г. — на 40 %), ликвидированы пошлины на некоторые товары (строительное и сельскохозяйственное оборудование, фармацевтические товары и др.); признаны законными субсидии, связанные с охраной окружающей среды; введены минимальные количественные параметры (1 % от общей стоимости товара), ниже которых субсидирование считается законным; рассмотрены торговые аспекты права на интеллектуальную собственность и регулирование торговли услугами.

Основная задача новой международной организации — ВТД (сохраняющей все положения ГАТТ) — обеспечение полной свободы торговли путем «увязок», то есть предоставления возможности проводить определенные формы протекционистской политики (например, повышение таможенных тарифов) с одновременной либерализацией импорта других товаров. Создание ВТД предусматривает вхождение в нее ГАТТ, а также Генерального соглашения по торговле услугами и соглашения по торговым проблемам права на интеллектуальную собственность. При этом ВТД, будучи выведенной из сферы действия ООН, стала независимой организацией, получившей статус юридического лица, схожей с МВФ, некоторыми другими международными экономическими организациями. Она контролирует выполнение принятых на себя странами-участницами обязательств.