logo
ДКБ

Государственная теория денег

Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, Государственная теория денег отрицает всякое значение для платежной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

, C — количество денег, S — сумма цен товаров, V — скорость обращения денег.

Постепенно количественная теория денег трансформировалась в монетаристическую концепцию современной экономической теории.

9. Безналичное денежное обращение, система безналичных расчетов

Безнал-ое ден-ое обращ-ие - это движ-ие безнал-ых денег по счетам банков. Отсюда следует, что именно банк-ая система явл-ся основой безнал-ого ден-ого обр-ия. Основной док-т, на к-ом баз-ся безнал-ые расчеты в РФ - «Полож-ие о безнал-ых расчетах в РФ» от 12.04. 2001 года №2-П, ГК РФ и законы о банк-ой деят-ти. За орг-ию безнал-ых расчетов в РФ, в соответ-ии с законод-ом, ответственен Банк России. Он явл-ся органом, координ-им, регулир-им и лиценз-им орг-ию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Банк России устанав-ет правила, формы, сроки и стандар­ты осуществ-ия безнал-ых расчетов. Общий срок осущест-ия платежей по безнал-ым расче­там не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осущ-ся в пределах терр-ии субъекта РФ, и пять операц-ых дней, если указанный  платеж осущ-ся в пределах РФ. Банк России осущ-ет межбан-ие безна­л-ые расчеты через свои учреждения(РКЦ). Ин-ая валюта в качестве ср-ва платежа при осущ-ии безнал-ых расчетов за товары (работы, ус­луги) может испол-ся лишь в случаях, установ-ых фед-ыми законами. При безнал-ой форме расчета провод-ся записи по счетам в банках: деньги списыв-ся со счета плат-ка и зачисл-ся на счет получ-ля. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществ-ем ими предприним-ой деят-ти, могут произв-ся нал-ми день­гами без огран-ия суммы или в безнал-ом порядке. Расчеты между юрид-ими лицами, а также расчеты с участием граждан, связ-ые с осущест-ем ими предпр-ой деят-ти, произв-ся, в безнал-ом порядке. Расчеты между этими лица­ми могут производ-ся также нал-ми деньгами, если иное не уста­новлено законом. Безнал-ая система расчетов требует разветвл-ой фил-ой сети. В России наиболее разветвл-ой филиальной сетью обладает БанкРоссии в видеРКЦ и Сбербанк. Система безнал-ых расчетов вкл-ет: ЦБ, РКЦ БанкаРоссии, комм-ие банки, небанк-ие кред-ые орг-ии, клиринговые орг-ии, юрид-их лиц, индивид-ых предпр-ей, нас-ие. Для осущ-ия безнал-ых расчетов клиентам открыв-ся банк-ие счета для хранения и перевода ср-тв. Движ-ие ср-тв осущ-ся по треб-ию клиента в форме соответ-его док-та. Банк-ие счета м.б. разл-ых видов. Движ-ие безнал-ых денег идет как от банков в направ-ии клиентов банка и их контрагентов в форме перечис-ия ср-тв, в виде ссуд, так и в обратном направ-ии в банки при возврате кредитов, при поступ-ии денег на счета клиентов. Межбанк-ие расчеты произ-ся непосред-но между банками или через РКЦ Банка России.

10. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.

Бумажные деньги — представители действ-ых денег. Истор-ки они появились как заместители находившихся в обращении золотых монет. Объективная возможность обращения этих денег обусловлена особен-ми ф-ии денег как средства обращ-ия, когда деньги являлись мимолетным посредником товаров. Впервые бумажные деньги (ассигнации) появ-сь в России в 1769 г. По сравнению с золотыми такие деньги создавали товаровладельцам опред-ые преимущества (легче хранить, удобны при расчетах за мелкие партии). Право выпуска бум-ых денег присваивает себе гос-во. Разность между ном-ой ст-тью выпущенных денег и ст-тью их выпуска (расходы на бумагу, печатание)образует эмис-ый доход казны, явл-ся существенным элементом госуд-ых поступ-ий. На начальном этапе бум-ые деньги выпус-сь гос-ом наряду с золотыми и с целью их внедрения в обращение обмен-сь на них. Однако появление, а затем и рост дефицита бюджета вызвал расширение эмиссии бум-ых денег, размер к-ой зависел от потреб-ти гос-ва в финн-ых рес-ах. Бум-ые деньги вып-ют лишь 2 ф-ии: ср-во обр-ия и ср-во платежа. Отсутствие золотого обмена не дает возмож-ть им уйти из обр-ия. Гос-во, постоянно испытывающее недостаток ср-тв, увелич-ет выпуск бум-ых денег без учета тов-ого и плат-ого оборота. Экон-ая природа бум-ых денег искл-ет возмож-ть устойч-ти бу-но-ден-ого обращ-ия, т.к. выпуск их не регулир-ся потребностями товарооборота и механизм автомат-ого изъятия излишка бум-ых денег из обращения отсут-ет. В рез-те бум-ые деньги, застрявшие в обращ-ии независимо от товарооб-та, перепол-ют каналы обращ-ия и обесцен-тся. Причины обесцен-ия: избыт-ый выпуск бум-ых денег гос-ом, упадок доверия к эмитенту и неблагоприятное соотношение экс-а и имп-а страны.

КРЕДИТНЫЕ ДЕНЬГИ — форма денег, порожденная развитием кред-ых отнош-ий, основа совр-ого расчетно-плат-ого механизма. Кред-ые деньги предст-ют собой неразменные на золото банкноты цент-ых банков и банк-ие деп-ты (депоз-ые деньги), явл-ся базой чекового обр-ия. Кред-ые отнош-ия в эк-ке баз-ся на опред-ой методолог-ой основе, одним из к-ых выступ-ют принципы, строго соблюд-ые при практ-ой орг-ии любой операции на рынке ссудных капиталов: Возврат-ть кр-та. Сроч-ть кр-та. Платность кр-та. Обеспеч-ть кр-та.Целевой хар-р кр-таДифференцир-ый хар-р кр-та.