logo
ДКБ

46,67 Основы банковского менеджмента и маркетинга.

Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Содержание банковского менеджмента: планирование, анализ, регулир-е, контроль. Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока.

Финансовый менеджмент — управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами банка. Основные направления: разработка банковской политики (депозиты, кредиты, инвестиции, услуга и т.д.), банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.

Особенность финансового менед-та заключается в отсутствии единообразной технологии управления эконом-ми процессами и организации банковских процедур в рамках единой банк-й сис-мы.

Управление персоналом, направленное на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента.

Управление персоналом включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

Научная основа управления персоналом — психология и деловая этика, позволяющие найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное стимулирование.

К факторам неправильного менеджмента относятся технические ошибки в процессе управления из-за слабой компетентности руководителей банка и его сотрудников, попытки завуалировать создавшееся тяжелое финансовое положение путем привлечения временных источников (межбанковских кредитов), попытки исказить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков, прямой обман и мошенничество.

Маркетинг (от англ. market— рынок) — комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.

Основные элементы системы банковского маркетинга: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского продукта. Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Указанные услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.

Маркетинг банковских продуктов обеспечивает группировку клиентов по различным признакам. Организации рационально ранжировать по уровню их финансовых возможностей и объему потребляемых - банковских услуг. Для конкретных банков особое значение может иметь характер рыночной деятельности компании-клиента, особенности которой, в частности, объемы и специфика оборота денежных средств, способны открыть для банка дополнительные возможности, в том числе и в сфере предоставления новых или обновленных банковских продуктов.

Важный инструмент маркетингового исследования — прогнозирование на основе традиционных математических методов (простой анализ тренда, статистический анализ, метод стандартного распределения вероятностей и др.) и построение сценария на основе отбора прогнозов и экспертных оценок. При этом строятся предположения относительно изменения рыночной ситуации в будущем. Его задачи: оценить готовность потребителей приобретать услуги именного данного банка, а не его конкурентов; спрогнозировать реакцию потребителей на мероприятия банка по формированию действительного спроса, а также предсказать изменения конъюнктуры.