88.Система эколого-экономического прогнозирования
В СССР впервые раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" был включен в государственный план развития народного хозяйства на Х пятилетку (1975—1980 гг.). Задания по охране природы устанавливались в целом по СССР, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. В Беларуси была разработана первая комплексная республиканская программа "Экология", ряд мероприятий которой были реализованы в 1986—1990 гг.После получения статуса независимого государства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь. Перечень реализуемых мероприятий по охране окружающей среды отражается в составе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства.
Весь перечень блоков системы эколого-экономического прогнозирования и планирования можно условно классифицировать на три уровня: народнохозяйственный, особо важных природных комплексов и экосистем, мезо- и микроуровень.Это позволяет обеспечить технологическую последовательность разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированность материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальность и эффективность реализации каждого из блоков.В целом эколого-экономическое прогнозирование и планирование строятся с учетом проводимой государством политики в сфере охраны окружающей среды. Ее основными направлениями являются:
• приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов;
• охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории страны в сочетании с созданием системы охраняемых природных территорий;
• государственный контроль за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов;
• государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;
• привлечение к охране окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений;
• экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, стимулирование экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;
• система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование.
Принятая политика в области экологии конкретно отражается в программах (планах, прогнозах) социально-экономического развития страны.Долгосрочное прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального природопользования предполагают разработку ряда масштабных документов. Примером могут служить - Национальная стратегия устойчивого развития, Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственная научно-техническая программа "Природопользование и охрана окружающей среды".Цели и задачи развития в области природоохранной деятельности конкретизируются в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосрочных целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны; сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства. В качестве первоочередных мер предусматривается недопущение ухудшения качества окружающей среды, а в дальнейшем снижение до допустимых и более низких значений уровня содержания в атмосферном воздухе и водных объектах наиболее опасных для здоровья населения веществ.Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности увязывается с программами социально-экономического развития страны.Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Проводятся научные исследования по обоснованию радиационной безопасности проживания населения, его производственной деятельности, использования природных ресурсов загрязненных радионуклидами территорий,При разработке программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.), прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и др. методов. Основным оценочным критерием конечного результата выступает достоверность, эффективность и минимизация сроков реализации природоохранных мероприятий.Мероприятия долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов находят отражение в годовых планах-прогнозах социально-экономического развития страны. Текущее эколого-экономическое планирование охватывает следующие направления природопользования и природоохранной деятельности с доведением конкретных заданий до регионов, отдельных министерств, ведомств и предприятий.
- 61. Сводный баланс трудовых ресурсов, его содержание и методика разработки
- 62.Социальная политика. Основные составляющие социальной политики. Показатели, характеризующие уровень жизни населения
- 64. Прогнозирование и регулирование доходов и расходов
- 65 Баланс ден дходов и расх населения, его содержание роль и методика разработки
- 66. Потребительский рынок, его состав и характеристика важнейших элементов.Емкость, структура и конъюнктура рынка
- 67. Методы прогнозирования спроса на товары народного
- 68. Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов.Формирование структуры товарооборота.Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение.
- 69. Проблемы и меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения.
- 70. Научно-технический прогресс и инновационная политика
- 71Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности. Основные задачи, решаемые на стадиях фендаментальных, прикладных мсследований, разработки и подготовки серийного производства.
- 72. Инвестиции и инвестиционная политика
- 75. Прогнозирование и планирование объемов и структуры инвестиций
- 76.Планирование эффективности инвестиций
- 77.Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика
- 78.Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей
- 79.Определение эффективности внешнеэкономической деятельности
- 80.Государственное регулирование развития внешнеэкономических связей
- 81.Промышленный комплекс, особенности прогнозирования и планирования его развития
- 82Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса
- 83.Прогнозирование и планирование развития строительства
- 84.Прогнозирование и планирование развития транспорта
- 85.Прогнозирование и планирование развития связи и информатики
- 86.Сущность, цели и особенности региональной политики
- 87.Прогнозирование и планирование развития регионов
- 88.Система эколого-экономического прогнозирования
- 89.Планирование охраны окружающей среды
- 90.Прогнозирование и планирование рационального использования природных ресурсов