89.Планирование охраны окружающей среды
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется также на территориальном и отраслевом уровнях.Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Разрабатываемые территориальные программы "Экология" и намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.Территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды содержат:
• оценку природных условий и экологического состояния природных сред;
• комплексную оценку экологического состояния территории и социально-экономических факторов с учетом хозяйственной деятельности;
• предложения по обеспечению экологического равновесия в условиях хозяйственной деятельности, включая экстренные, необходимые, предупредительные меры;
• прогноз возможных изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности.
Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориальных планов и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.На предприятиях (объединениях), прежде всего, оказывающих сильное негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно разрабатываются природоохранные программы. Обычно в таких программах (планах) находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности:
• разработка и совершенствование технологических процессов, включая научно-исследовательские работы, проектирование, конструирование и освоение;
• проведение экологической экспертизы выпускаемой продукции;
• снятие с производства экологически опасной продукции, закрытие отдельных цехов (участков) предприятия, выпускающих продукцию, производство которой сопряжено со значительным негативным воздействием на окружающую среду;
• строительство и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов;
• содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования;
• контроль за работой природоохранных объектов (разработка методов контроля, приобретение или изготовление контрольно-измерительных приборов, их установка и эксплуатация);
• обработка и удаление твердых производственных отходов;
• содержание зеленых насаждений на территории предприятий и в санитарно-защитной зоне;
• экологический аудит;
• управление природоохранной деятельностью на предприятии (создание соответствующих отделов, лабораторий, служб, подбор специалистов и повышение их квалификации, организация учета и анализа природоохранной деятельности).
Целесообразность природоохранных мероприятий определяется снижением выброса вредных веществ в окружающую среду, предотвращением экономического ущерба в результате их внедрения. Расчет экономической эффективности Э осуществляется по формуле
,
где Ув предотвращенный (устраненный) годовой экономический ущерб в результате проведения природоохранных мероприятий; П прирост годовой прибыли от использования веществ, уловленных при очистке сточных вод и отходящих газов; З текущие затраты на эксплуатацию природоохранного объекта; КЗ капитальные затраты на осуществление природоохранного мероприятия.
- 61. Сводный баланс трудовых ресурсов, его содержание и методика разработки
- 62.Социальная политика. Основные составляющие социальной политики. Показатели, характеризующие уровень жизни населения
- 64. Прогнозирование и регулирование доходов и расходов
- 65 Баланс ден дходов и расх населения, его содержание роль и методика разработки
- 66. Потребительский рынок, его состав и характеристика важнейших элементов.Емкость, структура и конъюнктура рынка
- 67. Методы прогнозирования спроса на товары народного
- 68. Прогнозирование покупательных фондов и товарных ресурсов.Формирование структуры товарооборота.Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение.
- 69. Проблемы и меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения.
- 70. Научно-технический прогресс и инновационная политика
- 71Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности. Основные задачи, решаемые на стадиях фендаментальных, прикладных мсследований, разработки и подготовки серийного производства.
- 72. Инвестиции и инвестиционная политика
- 75. Прогнозирование и планирование объемов и структуры инвестиций
- 76.Планирование эффективности инвестиций
- 77.Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика
- 78.Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей
- 79.Определение эффективности внешнеэкономической деятельности
- 80.Государственное регулирование развития внешнеэкономических связей
- 81.Промышленный комплекс, особенности прогнозирования и планирования его развития
- 82Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса
- 83.Прогнозирование и планирование развития строительства
- 84.Прогнозирование и планирование развития транспорта
- 85.Прогнозирование и планирование развития связи и информатики
- 86.Сущность, цели и особенности региональной политики
- 87.Прогнозирование и планирование развития регионов
- 88.Система эколого-экономического прогнозирования
- 89.Планирование охраны окружающей среды
- 90.Прогнозирование и планирование рационального использования природных ресурсов