30. Проявления несовершенства рынка
Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
- 1.Экономическая теория. Основные эконом проблемы общества
- 2.Потребности общества и их структура
- 3.Предмет и методы экономической теории
- 4.Взаимосвязь экономической теории с другими науками
- 5.Потребности и блага: понятие классификация виды
- 7.Спрос и факторы его определяющие
- 2.Предложение и факторы его определяющие
- 9.Формирование равновесной рыночной цены. Дефицит и избыток на рынке. Рыночное равновесие
- 10. Эластичность спроса
- 11.Эластичность предложения
- 12.Конкуренция и ее роль в механизме рыночного саморегулирования. Формы и методы конкурентной борьбы
- 13.Совершенная и несовершенная конкуренция
- 14. Экономическая сущность собственности и формы хозяйствования
- 15.Понятие предприятие, организация, фирма
- 16.Понятие, критерии и типы экономических систем
- 17.Характеристики натурального хозяйства
- 18.Характеристика административно-командной системы экономики
- 19. Характеристика рыночной экономики
- 20. Смешанная экономика
- 21. Переходная экономика
- 22. Чистый капитализм
- 23. Социально-ориентировочные модели рыночной экономики
- 24. Экономическая система современной России
- 25. Общая и предельная полезность
- 26. Кардиналистский подход к анализу спроса и полезности
- 27. Порядковый (ординалистский) подход
- 29. Неопределенность и риск. Способы снижения риска.
- 30. Проявления несовершенства рынка
- 31. Предпринимательство: сущность, функции, виды
- 32. Юридический и экономический аспекты собственности
- 33. Бухгалтерские издержки и прибыль
- 34. Эффективное рыночное поведение фирмы
- 35. Закон убывающей предельной производительности
- 56. Последствия инфляции
- 59. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 60. Сущность, виды и функции денег
- 61. Денежно-кредитная политика
- 62. Понятие и сущность кредита
- 64. Финансовая система
- 65. Неравенство доходов и бедность
- 66. Структура современной кредитной системы
- 68. Цели и инструменты монетарной политики
- 70. Экономический рост. Сущность и факторы
- 71, Формирование открытой экономики в рф
- 72. Рынок и государство. Необходимость государственного регулирования экономики
- 73. Экономические функции государства
- 74. Методы и инструменты государственного регулирования экономики