31. Монополия: понятие и организационные формы.
Цель монополии - получение максимально возможного дохода по-средством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает получение сверхприбыли. Основные методы контроля над ценами: - лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют; - соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен; - назначение цен на основе длительно существующего положения, традиции. Существует несколько типов монополий:
- искусственная монополия. Возникает в результате заключения между отдельными предприятиями соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;
- естественная монополия. Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, обусловливающих меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.);
- государственная (легальная) монополия - на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.; - временная монополия, обусловленная научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;
- случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется искусственно. Организационно монополистические объединения выступают в сле-дующих формах. Картель - соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность. Синдикат - соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость. Трест - объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руково-дство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей. Концерн - наиболее развитая форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн на основе скупки одним (головным) предприятием контрольного пакета акций других предприятий. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству. Конгломерат - объединение предприятий разных отраслей, но в от-личие от концерна не имеющее головной фирмы. Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения. В основе объединения предприятий может лежать: - горизонтальная интеграция - объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства; - вертикальная интеграция - объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой; - диверсификация - объединение предприятий разных отраслей, тех-нологически между собой не связанных.
- 1. Экономика как объект хозяйственной деятельности.
- 2. Характеристика субъектов экономики.
- 3. Функции научного исследования экономики.
- 4. Общенаучные и частные методы научного познания экономики.
- 5. Факторы производства и закономерности их развития.
- 6. Понятие потребностей и их классификация. Закон возвышения потребностей.
- Вопрос 7 Естественные и экономические блага. Взаимосвязь благ разного рода.
- Вопрос 8 Основное противоречие реальной экономики и возможности его разрешения.
- 9. Структура и движущие силы общественного производства.
- Вопрос 10 Кругооборот экономических благ
- 11. Показатели эффективности хозяйственной деятельности и тенденции их изменения в хх1 столетии.
- 12. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей.
- 13. Система экономических отношений.
- 14. Экономическое и юридическое содержание отношений собственности
- 16. Характерные особенности отношений собственности в современной России.
- 17. Предприятие как форма организации производства.
- 18. Система целей предприятия, понятие приоритетности целей.
- 19. Виды издержек производства.
- 20. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли.
- 21. Предпринимательство: понятие и функции в экономике.
- 22. Место малого и среднего бизнеса в современной экономике России.
- 23. Особенности и роль крупных корпораций в экономике. Корпорация – совокупность 3 видов коммерческих структур:
- 24. Ценные бумаги: основные виды, характеристика.
- 25. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
- 26. Характерные черты современных рыночных отношений.
- 27. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- 28. Деньги: понятие и функции.
- 29. Современные денежные средства. Денежные агрегаты
- 31. Монополия: понятие и организационные формы.
- 32. Роль государства в рыночной экономике.
- 33. Современная рыночная инфраструктура.
- 34. Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации.
- 35. Экономическая система интересов общества
- 36. Виды первичных доходов
- 37. Заработная плата. Сравнительная характеристика основных форм оплаты труда.
- 38. Прибыль от хозяйственнойдея-сти. Факторы, влияющие на ее величину.
- 39. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 40.Порядок формирования дохода дохода от недвижимого имущества.
- Рынок недвижимости представляет сложную структуру по организации сделок между субъектами по поводу объектов недвижимости.
- 41. Рента и цена земли.
- 42.Государственный сектор в национальной экономике.
- Все субъекты экономики группируются в четыре сектора экономики:
- Рыночные и нерыночные сектора экономики
- 43. Государственные предприятия: характерные черты, особенности функционирования.
- 44.Основные экономические показатели развития национального хозяйства. Национальные счета.
- Основные показатели системы национальных счетов:
- 45. Государственный бюджет.
- 46.Экономический рост в национальном хозяйстве и его виды.
- 47. Экономическая политика государства: понятие, основные направления.
- 49. Основные задачи модернизации российской экономики.
- 50. Равновесие и неустойчивость национальной экономики.
- 51. Цикличность экономического роста: основные фазы и современные особенности.
- 52. Меры государства и бизнеса по проведению политики занятости. Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
- 54. Экономическое и правовое регулирование инфляции.
- 55. Взаимосвязь экономических и социальных отношений.
- 56. Особенности современного воспроизводства населения в разных странах.
- 58.Государственное финансовое регулирование доходов населения.
- 59. Социальное расслоение населения по уровню жизни. Коэффициент Джини.
- 60. Значение развития сферы услуг в решении социальных проблем современного общественного развития.
- 61. Характерные черты мирового хозяйства.
- 62. Основные тенденции развития мировой экономики.
- 63. Особенности хозяйственной специализации России.
- 64. Противоречия глобализации.