logo
Otvety_na_bilety_po_zachetam_i_ekzamenam__1 / Ответы на билеты по зачетам и экзаменам

6. Понятие потребностей и их классификация. Закон возвышения потребностей.

Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.

Нужда – это чувство, которое испытывает человек при отсутствии или недостатке того, что ему необходимо иметь.

Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.

Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной. В первой создаются материальные ценности – товары, а во второй – духовные ценности и услуги.

Конечной целью функционирования экономики является максимально полное удовлетворение потребностей общества и индивидов. Сознательный процесс создания материальных благ и услуг является основным способом удовлетворения потребностей.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Производство и потребности оказывают взаимное влияние друг на друга. С одной стороны потребности направляют и создают стимул для производства конкретных видов материальных ценностей и оказания услуг, с другой стороны производство и технический прогресс расширяют качество и количество потребностей.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Существуют многочисленные классификации человеческих потребностей. Обычно различают материальные, духовные и социальные потребности. Однако в современных условиях наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, расположившего потребности в восходящем порядке – от низших (материальных) до высших (духовных).

Пирамида социальных и человеческих потребностей по А. Маслоу

Закон возвышения потребностей

Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.