logo
БИП ИЭУ

Экономическая мысль в Древнем Риме

В Древнем Риме можно встретить две идейные линии: работы римских «аграриев» (М. П. Катон, М. Т. Варрон, Ю. Колумелла) и учение римских стоиков (М. Т. Цицерон и Л. А. Сенека)

Выразителем интересов крупного хозяйства, основанного на труде рабов, был Катон Марк Порций (234–149 гг. до н.э.), военачальник, квестор, консул в Испании, автор трактата «О земледелии». Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как приобретать имение («не бросайся на покупку – не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»). Катон пишет об обязанностях вилика (управителя), об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о постройках и сельскохозяйственных орудиях.

Трактат дает представление и о хозяйственной жизни страны, о «шкалах земельной доходности», о значении земледелия и торговли, о даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).

Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян – это система взглядов на ведение рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций.

Цицерон, Сенека (римские стоики) – поднимали вопросы справедливости, свободы человека. Они осуждали крупную торговлю и частную собственность. Их идеи легли в основу раннего христианства.

После падения Древнего Рима общественная мысль долго была в застое и несколько оживилась только в средние века, но в религиозном контексте.