11 Машиностроительный комплекс рф, черная и цветная металлургия: состав и роль в экономике страны; задачи развития; принципы территориального размещения.
По производственно-отраслевой и организационно-управленческой структуре, он включает машиностроение (в том числе энергетическое машиностроение, станкостроение и инструментальную промышленность, приборостроение, транспортное машиностроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования) и металлообработку. В зависимости от технологических особенностей производства выделяют тяжелое, общее, среднее, точное и сложное машиностроение, различающиеся материалоемкостью, трудоемкостью и наукоемкостью.
В машиностроении крайне высок уровень концентрации: свыше 50% его продукции дают всего 10 регионов: Самарская область, Москва и Московская область, Нижегородская, Ульяновская и Челябинская области, Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области. Характерной особенностью машиностроительного комплекса является широкое развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей в рамках производственного кооперирования, распространение интеграционных структур.
Для машиностроительного комплекса характерна достаточно глубокая специализация, в том числе предметная, подетальная и технологическая.
Велика роль машиностроения в деконцентрации производства и населения путем перераспределения производственных мощностей и рабочей силы внутри урбанизированных ареалов. С точки зрения рационального использования трудовых ресурсов подетально и технологически специализированные предприятия выгодно размещать в небольших городах и поселках городского типа с более дешевой рабочей силой. Самые широкие связи по сбыту готовой продукции имеют отрасли предметной специализации.
Российское машиностроение недостаточно сбалансировано по структуре производства, его специализация не всегда ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей регионов, что вызывает дополнительные затраты на транспортировку. Так, основная часть продукции машиностроения, производимая в восточных районах, вывозится в европейскую часть, в то же время, 60% потребностей восточных районов в машиностроительной продукции удовлетворяется за счет ее ввоза.
Металлургия относится к числу важнейших базовых отраслей экономики. В металлургическом комплексе занято около 10% промышленно-производственного персонала. Это в значительной степени экспортно-ориентированная отрасль.
Металлургический комплекс включает отрасли черной и цветной металлургии, добычу и обогащение руд. В территориальном аспекте отдельные стадии металлургического производства могут быть расчленены.
Концентрация производства в цветной металлургии крайне высока: на 10 ведущих регионов приходится почти 80% объема производства отрасли. На первом месте по выпуску цветных металлов находится Красноярский край, на втором – республика Саха (Якутия), на третьем – Свердловская область. Эти три региона обеспечивают производство свыше 50% продукции отрасли. Организация производства тяжелых цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) характеризуется комбинированием и кооперированием с другими отраслями (например, с химическими производствами, промышленностью строительных материалов). Основной регион выплавки тяжелых металлов – Урал. Наиболее сложные территориальные сочетания различных производств возникают в процессе выплавки легких цветных металлов.
В настоящее время два крупнейших производителя – Красноярский и Братский алюминиевые заводы контролируют свыше половины отраслевого объема производства, еще два – Саянский и Новокузнецкий заводы стремятся к доминирующему положению в отрасли.
Черная металлургия полного цикла (производство чугуна, стали и готового проката) обладает большим районообразующим значением, так как притягивает многие производства тяжелой промышленности: металлоемкое машиностроение, теплоэнергетику, промышленность строительных материалов, химическую промышленность и др.
В качестве трудозамещающих отраслей в центрах, где расположены комбинаты, формируется легкая и пищевая промышленность. Полный металлургический цикл требует больших транспортных потоков, поэтому в районах размещения комбинатов развивается транспорт, который является важным системообразующим фактором территориальной организации населения.
Основной формой ТОН в районах концентрации черной металлургии полного цикла являются городские агломерации на базе промышленных узлов. Крупные комбинаты черной металлургии сосредоточены в следующих центрах: Новокузнецк, Череповец, Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Тула, Липецк и Старый Оскол. Эти города относятся к категории крупных, являются ядром городских поселений.
Территориальная организация населения в районах добычи железной руды также характеризуется преобладанием взаимосвязанных городских поселений на базе промышленных узлов. Например, в Курской области видное место занимает Железногорский промышленный узел, в Белгородской – Старооскольско-Губкинский. Передельные металлургические предприятия обычно дополняют производственный профиль городов.
Передельная металлургия развита в машиностроительных районах и центрах с ориентацией на потребителя.
Характерной особенностью российской металлургии является преобладание крупных предприятий и развитие интеграционных процессов. Многие комбинаты и заводы входят в состав холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Например, в состав ФПГ включены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, Челябинский трубопрокатный завод. Велико влияние отрасли на региональное развитие. Например, металлургический комбинат в Череповце стал основным фактором, повлиявшим на то, что именно этот город, а не областной центр является экономическим центром Вологодской области.
- 1. Геополитич положение России после распада ссср, его положительные и отрицательные стороны в современных условия
- 2. Регион как объект хозяйствования и управления: формирование и функционирование социально – экономического комплекса региона; строение региональной социально-экономической системы.
- 3 Межрегиональные связи в экономике рф: сущность и особенности взаимодействия регионов; эффекты и тенденции развития.
- 4 Региональная политика государства и механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов России.
- 5 Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.
- 6 Трудовые ресурсы: экономически активное и пассивное население; занятость населения и безработица.
- 8 Миграция населения: понятие, виды, причины и направления миграции; значение в формировании постоянного населения и трудовых ресурсов региона.
- 9 Промышленность Российской Федерации и формы ее территориальной организации.
- 11 Машиностроительный комплекс рф, черная и цветная металлургия: состав и роль в экономике страны; задачи развития; принципы территориального размещения.
- 12 Лесной и агропромышленный комплекс, легкая промышленность: состав, сырье, динамика развития в период реформирования экономики; особенности размещения.
- 14 Экономическое районирование рф и административно-территориальное устройство.
- Характеристика экономических районов России Центральный район
- Волго-Вятский район
- Центрально-Черноземный район
- Северо-Западный район
- Северный район
- Калининградская область
- Северо-Кавказский район
- Поволжский район
- Уральский район
- Западно-Сибирский район
- Восточно-Сибирский район
- Дальневосточный район
- Субъекты российской федерации
- 15 Приволжский федеральный округ в составе экономики рф: природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы, структура и размещение ведущих отраслей хозяйства.