Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. Графическая трактовка. Краевое равновесие. Неединственность и неопределенность равновесия. Графическая трактовка.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.
Краевое равновесие.
Линии спроса и предложения могут пересекаться и при нулевых их значениях. Две подобные ситуации представлены на рис. 2.11.
В ситуации, представленной на рис. 2.11,а, объем спроса при любой неотрицательной цене (Р ≥ 0) ниже объема предложения. Действительно, при Р = 0 спрос в объеме Q1 будет полностью удовлетворен, а остаток предложения (Q2 - Q1) останется неиспользованным. Это значит, что рассматриваемый товар является "свободным благом", т. е. может распределяться бесплатно, по потребностям, скажем, в форме прямого присвоения. Примерами "свободных благ" могут служить атмосферный воздух, чистая вода на берегу источника. Противоположная ситуация представлена на рис. 2.11,6. Здесь при любом объеме рынка цена спроса ниже цены предложения. Такой товар не может появиться на рынке ни при каком уровне цены. Действительно, при Р > Р2, что необходимо для выполнения требования QS > 0, QS = 0. И наоборот, при цене Р < Р2, что необходимо для выполнения требования QD > 0, QS = 0. Наконец, при цене, лежащей в интервале между Р1 и Р2, QE = QD = QS = 0. Это значит, что, хотя производство данного товара технически возможно, экономически оно нецелесообразно. Товар не будет иметь сбыта.
Такая ситуация нередко возникает при освоении новых видов продукции, технология производства которых еще не отработана, серийность низка, а потребитель проявляет определенный консерватизм. Такой товар можно продвинуть на рынок, если ввести субсидии (дотации) для продавца или покупателя. Это означало бы сдвиг либо линии предложения вниз, либо линии спроса вверх.
Неединственность и неопределенность равновесия.
На рис. 6,а линия спроса имеет нормальный вид (т.е. характерный отрицательный наклон). В то же время линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия - в точках Е1 и Е2.
|
Рис. 6. Неединственность равновесия. а - линии спроса и предложения имеют две общие точки; б - линии спроса и предложения имеют общий отрезок; в - равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 |
Считается, что такая "загибающаяся" кривая предложения характерна для трудовых ресурсов. Кривая предложения имеет положительный наклон при относительно низком уровне заработной платы, т.е. увеличение последней стимулирует увеличение предложения труда. Однако если уровень заработной платы продолжает расти, достигается точка, за которой рабочие предпочитают свободное время увеличению дохода.
На рис. 6,б представлен случай, когда линии спроса и предложения совпадают на отрезке NM. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей - изменение объема предложения. Этот случай имеет физическую аналогию в виде равновесия шара на горизонтальной площадке: равновесие возможно в любой точке этой площадки.
На рис. 6,в линии спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.
№11
Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Графическая трактовка.
Вальраса. доказал по P
Каким образом система достигает положения равновесия? Допустим, первоначальное значение цены - P1 (рис. 17). По этой цене производители готовы продать Q1 единиц товара, а потребители хотят купить Q2 > Q1 единиц товара. Возникает избыточный спрос ВС = Q2 - Q1.
Потребители начинают конкурировать между собой за обладание товаром, и вследствие этого цена повышается. Процесс (который Вальрас называл процессом "нащупывания" равновесной цены) идет непрерывно до тех пор, пока избыточный спрос не становится равным нулю в точке -Е. Аналогично, если первоначальное значение цены - Р2, возникает избыточное предложение AL;конкуренция среди продавцов понижает цену, пока избыточное предложение не становится равно нулю в точке Е.
Таким образом, в точке Е на рынке устанавливается равновесие, так как здесь нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения и нет стимулов к изменению цены.
По-иному объяснял механизм установления равновесия Маршалл доказал по Q (рис. 18).
Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса меньше цены предложения, предложение будет, наоборот, сокращаться, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.
Таким образом, в случае, когда кривая спроса имеет отрицательный, а кривая предложения - положительный наклон, модели Вальраса и Маршалла приводят к одному и тому же устойчивому положению равновесия.
№12
Излишек (выгода) покупателя и продавца. Графическая трактовка.
Р ассмотрим графики спроса и предложения при сильном приближении. По оси количества мы откладываем отдельные покупки с большим шагом для упрощения анализа.
В таком случае мы видим на графике, что один покупатель готов купить товар по цене 8000 ден.ед., двое (в числе которых и предыдущий покупатель) – по цене 7000 ден.ед., трое – по цене 6000 ден.ед. и четверо – по цене 5000 ден.ед., что и есть текущая рыночная цена, она же - равновесная.
То есть в такой ситуации один покупатель (чей номер на графике IV) покупает товар по той цене, которую и готов был заплатить. Остальные трое платят за товар меньше, чем были готовы: I – на три тысячи, II – на две тысячи и III – на одну тысячу ден.ед. Такой «остаток» называют излишком покупателя.
Суммарный излишек всех покупателей на этом рынке будет стремиться к площади треугольника ABE.
То же можно сказать и про продавцов: один из них был готов продавать товар по цене 3500 ден.ед., двое (включая предыдущего) – по цене 4000 ден.ед., трое – по цене 4500 ден.ед. и четверо – по цене 5000 ден.ед. При этом оттого, что на рынке установилась цена 5000 ден.ед., получился излишек продавца: I – 3000 ден.ед., II – 2000 ден.ед., III – 1000 ден.ед. и IV – 0 ден.ед.
Суммарный излишек продавцов на этом рынке будет стремиться к площади треугольника BEC.
Излишек покупателя или продавца - это та сумма денег, которую они готовы заплатить за саму возможность покупать/продавать товар по данной цене. Если, например, покупатель I имеет возможность купить товар за 5000 ден.ед. или вообще не покупать товар, то он готов заплатить 3000 ден.ед. за то, чтобы купить товар за 5000 ден.ед., заплатив таким образом ту максимальную сумму, которую он готов отдать за этот товар. аналогична ситуация и с продавцами.
Это не обязательно так дополнение к вопросу.
Текущая цена на рынке выше равновесной
В отличие от предыдущей ситуации, из-за более высокой цены только три покупателя могут купить товар, поэтому суммарные излишки покупателей стали меньше: они стремятся к площади треугольника ABF. Однако их несложно определить: так же, как в первом случае.
Определить точно излишки продавцов при такой цене нам не удастся.
При цене 6000 ден.ед. готовы продавать товар 5 продавцов, но, как нам известно, всего трое покупателей согласны его купить. Поэтому состоится всего три продажи и только трое из пяти продавцов смогут продать товар. Нам неизвестно, кто из пятерых сумеет продать товар, поэтому точно определить излишки мы не можем. Мы можем только найти диапазон, в котором излишки будут находиться.
Излишки продавцов будут минимальными, если товар продадут те из продавцов, кто имел максимальные цены предложения: V, IV, и III (потому что тогда разница между ценой предложения и рыночной ценой будет минимальной), а значит, излишки будут определяться площадью треугольника HGK.
Излишки продавцов будут максимальными, если товар продадут продавцы с минимальными ценами предложения: I, II и III (в таком случае разница между ценой предложения и рыночной ценой будет максимальной). Тогда излишки продавцов стремятся к площади трапеции CBFJ.
Таким образом, излишки продавцов лежат в диапазоне от площади ∆HGK до площади трапеции CBFJ.
Если цена на рынке ниже равновесной
Эта ситуация полностью противоположна предыдущей: из-за низкой цены рынок привлекателен для покупателей (пятеро готовы купить товар), но непривлекателен для продавцов (только трое готовы продавать товар).
Излишки продавцов определить просто: все трое работают на рынке, следовательно излишки продавцов стремятся к площади треугольника ABF.
Излишки покупателей зависят от того, кто именно из них смог купить товар и, как излишки продавцов в предыдущем случае, определяются диапазоном:
от площади треугольника HGK (минимальные излишки)
до площади трапеции CBFJ (максимальные излишки).
№13
Сравнительная статика рынка. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
Сравнение мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка.
Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия.
Такой сдвиг показан на рис. 2.6, где линии спроса и предложения имеют "нормальный" (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.6,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2- На рис. 2.6,б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.
Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.
Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода:
Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный).
Второй, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом.
Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом.
1.В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абсцисс. Как видно из рис. 2.7,а, в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.
Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис. 2.7,6). При цене РEo продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK- Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень РEo, например РE1. Однако при цене ниже РEo, например РE2, объем предложения составит QE2 тогда как количество товара в размере QK - QE может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.
2.В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.
В коротком периоде линия предложения (рис. 2.8) также состоит из двух сегментов.
Первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK- Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью.
Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения - размером производственных мощностей.
3.В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. На рис. 2.9 представлены три ситуации, возможные в длительном периоде.
В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счет роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается и ростом равновесной цены.
В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счет снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены. В дальнейшем все эти три ситуации будут исследованы подробнее.
На рис. 2.10 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0S0- линия предложения, a D0D0 - линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Р0 на уровне полного использования производственной мощности QK. Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь линией D1D1, лежащей правее линии D0D0. Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до P1 при сохранении, естественно, прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей и линия предложения смещается в положение S1S1 (при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 более высокой, чем Р0, но ниже, чем Р1, и объеме производства Q2 большем, чем QK-
Различие ситуаций равновесия, представленных на рис. 2.10, важно при оценке уровней цен на различных рынках. Например, высокие цены на легковые автомашины в России оказываются близкими к равновесным, если рассматривать их с точки зрения короткого периода, когда производственные мощности по выпуску их фиксированы, а коэффициент их использования высок. Однако они представляются завышенными с позиций длительного периода, в течение которого возможен рост мощностей, строительство новых предприятий.
Билет 14.Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налога. Влияние на излишки покупателя и продавца. Чистые потери общества. Графическая трактовка.
Политика налогообложения имеет большое практическое значение для понимания поведения на рынке не только производителя,но и потребителя.Последствия проведения такой политики можно отразить с помощью анализа воздействия на рыночное равновесие потаварных налогов.Потоварные налоги-это такие налоги,которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.Проиллюстрируем на примере с потоварным налогом.
Рассмотрим рис. 6.13. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1 Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1
Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами
Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.
Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит P1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1 В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.
Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P+, Р-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р+ окажется выше первоначальной Р1 Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р- окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+Е2СР-. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть "налогового бремени" ложится на покупателей.
Если потоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.
Сумма уплаченного налога равна произведению равновесного объема на ставку налога.
Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 6.14, а отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.
На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.
Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения
Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон.(рис. 6.15, а). Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р+ - P1) возлагается на покупателей и меньшая часть (P1 - Р-) - на производителей.
Для сравнения на рис. 6.15, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.
Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения
Влияние потоварного налога на излишки, получаемые потребителями и производителями
Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода или суммарная рента на графике определяется как сумма площадей соответствующих треугольников.
Как изображено на рис. 6.16, в связи с введением потоварного налога излишки потребителей сократились с величины, определяемой площадью треугольника P1AE1, до величины, определяемой площадью треугольника Р+АЕ2. Излишек производителей также уменьшился с площади Р1E1В до BP-L. Выгода у потребителей и производителей уменьшилась. Площадь Р-Р+Е2 L - общая сумма налога, которая идет в бюджет и будет использована на благо потребителей и производителей.
Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями
Чистые потери:
Потери потребителей и производителей превысят при введении налога его сумму: потери потребителя - на величину площади треугольника Е2E1М, потери производителя - на величину площади треугольника ME1L. Таким образом, одна часть потерь участников рынка балансируется (для общества) налоговыми поступлениями в бюджет, другая их часть (площадь треугольника E2E1L) не балансируется ничем. Эта часть будет являться чистыми потерями общества(это стоимость, потерянная потребителями и производителями вследствие сокращения объема продаж) и для участников рынка, и для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.
Билет 15. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения дотации. Влияние на излишки покупателя и продавца. Чистые потери общества. Графическая трактовка.
Дотация(субсидия) не является универсальным инструментом госвмешательства,она предостваляется выборочно.Формы субсидий могут быть весьма разнообразны.Субсидия-это предоставляемые государством финансовые и другие ресурсы для поддержки производства.
Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций (рис. 6.17).
Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем
Дотация - это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.
Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1 а равновесная цена – Р1
Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене Р1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+. Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, - площадь прямоугольника Р-Р+КЕ2. Выгода продавца составляет Р+ Р1 E1К,а выгода покупателя Р1 E1 Е2P-.
Если дотацию получают покупатели, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину V линии спроса D.
Таким образом, введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.
Влияние потоварных дотаций на излишки потребителей и производителей
Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Рассмотрим эту модель (рис. 6.18).
Рис. 6.18. Влияние потоварных дотаций на излишки (ренту) потребителей и производителей
Как видно из рис. 6.18, в случае получения потоварной дотации производителями излишки потребителей увеличились с площади треугольника AE1P1 до площади треугольника АЕ2Р-, а излишки производителей выросли с величины ME1P1 до МКР+. Таким образом, суммарный излишек вырос на величину площади неправильной фигуры P+KE1E2P-. Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника Р+КЕ2Р- и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника E1E2K. Эта величина представляет собой чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.
Билет 16.Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем фиксации цен. Дефицит и его последствия. Графическая трактовка.
Государство может контролировать цены,завышая их или занижая.
Рис. 6.19. Фиксированные цены
Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > РЕ), так и ниже ее (Р2 < РЕ). В первом случае это приведет к избытку продукции (QS1 - QD1), во втором - к дефициту (QD2 - QS2)-В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае реализовано QD1 единиц продукции, во втором - QS2.
Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Однако правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены, возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству приходится закупать этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, равна площади прямоугольника QD1ABQS1. При этом правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт этой продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.
В ситуации же дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р2, то есть ниже цены равновесия РЕ, возможно, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р2), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P1), останется без покупок. Таким образом, одни покупатели улучшают свое положение за счет других.
Дефицит и его последствия:
Товарный дефицит — это количество товара, которое покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.
Последствия:
1)неудовлетворенный спрос покупателей
2)распределение по принципу «первый пришел-первый получил»,а следовательно,очереди и большие затраты времени на приобретение нужного товара.
3)нормирование,то есть такая ситуация,когда гос органы определяют,какое количество товара может приобретать потребитель за определенный период времени.
4)черный рынок,то есть торговля дефицитной продукцией по складывающейся при таких условиях рановесной цене в нарушение государственных регламентаций.
5)снижение качества и сокращение ассортимента предлагаемой продукции естественный ответ производителя на запрет продавать его свободным рыночным ценам,т.о. он стремится уложить свои затраты в искусственно заниженную государством цену.
- 1.Предмет эт (экономической теории). Структура (основные разделы) эт. Нормативный и позитивный анализ.
- 2. Методы эт. Метод экономического моделирования.
- 4) Типы экономических систем. Рынок. Условия функционирования рынка. Проблемы и недостатки рыночной системы.
- 5)Основные экономические проблемы любого общества. Кривая производственных возможностей общества. График. Альтернативные издержки.
- 6. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса. Графическая трактовка.
- Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка.
- 8. Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности. Факторы эластичности спроса. Точечная и дуговая эластичность.
- Эластичность предложения по цене
- Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. Графическая трактовка. Краевое равновесие. Неединственность и неопределенность равновесия. Графическая трактовка.
- Спрос и полезность. Теоретические подходы к изучению полезности. Кардиналистский подход. Общая и предельная полезность. Графическая трактовка. Законы Госсена.
- Ординалистский подход. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия и их свойства. Графическая трактовка. Предельная норма замещения (mrs).
- Ординалистский подход. Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Графическая трактовка.
- Реакция потребителя на изменение цены и дохода. (Кривые «цена-потребление» и «доход-потребление). Кривые Энгеля. Графическая трактовка.
- Эффект дохода и эффект замены. Графическая трактовка.
- Виды издержек производства: явные и неявные. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- Издержки фирмы в краткосрочном периоде: постоянные и переменные, общие. Графическая трактовка.
- Средние и предельные издержки. Издержки производства в долгосрочном периоде. Графическая трактовка.
- 25. Доход и прибыль. Условия максимизации прибыли. Оптимальный объем выпуска продукции. Графическая трактовка.
- 26. Типы рыночных структур: фирма в условиях совершенной конкуренции. Графическая трактовка.
- 27. Типы рыночных структур: чистая монополия. Естественная монополия. Графическая трактовка.
- 28.Монопольная власть. Ценовая дискриминация. Графическая трактовка.
- 29. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольное (антитрестовое) законодательство.
- 3.2 Антимонопольное законодательство в России
- 3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России
- 30. Типы рыночных структур: монополистическая конкуренция. Дифференцированный продукт. Графическая трактовка.
- 31. Типы рыночных структур: олигополия. Виды поведения олигополистов. «Ломанная» кривая спроса олигополиста. Графическая трактовка.
- 32. Теория производства. Производственная функция и её свойства.
- 47) Производство общественных благ.
- 48)Ситуация неопределенности и риск. Спекуляция и ее роль в экономике.