logo
экономика предприятия конспект

2. Виды цен. Структура цены на продукцию промышленного производства

Различают следующие виды цен.

В зависимости от назначения и характера выпускаемой продукции:

В зависимости от сферы обслуживающего оборота.

Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля; оптовая торговля – розничная торговля; розничная торговля – потребители. Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три основных вида цен: оптовые цены предприятия, оптовые цены торговли (промышленности), розничные цены.

  1. Оптовые цены предприятия

По оптовым ценам предприятия определяются объемы производства, а так же финансовые показатели деятельности предприятия.

  1. Оптовые цены торговли (промышленности)

,

где И + П – издержки и прибыль сбытовых (посреднических) организаций;

НДС – налог на добавленную стоимость;

АС – акцизный сбор

По оптовым (отпускная) цена торговли продукция отпускается за пределы предприятия – изготовителя другим предприятиям либо сбытовым (посредническим) организациям

  1. Розничные цены

,

где (И+П)торг. – издержки и прибыль торгующих предприятий.

По розничным ценам продукция поступает на потребительский рынок

В зависимости от государственного регулированияцены могут быть регулируемыми либо свободными.

При регулировании цен могут использоваться как административные, так и экономические методы регулирования.

Административное регулирование заключается в их непосредственном установлении.

Экономическое регулирование основано на косвенном воздействии на цены при помощи различных экономических инструментов.

К мерам государственного регулирования цен следует отнести:

  1. '' Замораживание» цен и другие способы их фиксации.

  2. Контроль за ценами, устанавливаемыми отдельными крупными монополиями, на основе жёсткой регламентации методов учёта затрат производства.

  3. Соглашение между правительственными учреждениями и монополиями не изменять цены на производимые ими товары.

  4. Установление предельного уровня рентабельности на производство продукции.

Свободные цены устанавливает предприятие самостоятельно на основе спроса и предложения.

В зависимости от условий поставок товаров на внутреннем рынке различают цен франко-вагон-станция отправления и франко-вагон-станция назначения. В первом случае все затраты по доставке товаров несёт покупатель, при втором -все затраты несёт продавец.

В условиях рыночных отношений в системе ценообразования широко используются договорные цены, которые должны нести противозатратный характер. Договорные цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются на начальных стадиях её создания, что стимулирует снижение затрат и, следовательно, увеличение прибыли.