2. Виды цен. Структура цены на продукцию промышленного производства
Различают следующие виды цен.
В зависимости от назначения и характера выпускаемой продукции:
на продукцию промышленного производства;
на продукцию сельскохозяйственного производства;
на продукцию строительства;
цены на услуги (транспортные, коммунальные и др.)
В зависимости от сферы обслуживающего оборота.
Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля; оптовая торговля – розничная торговля; розничная торговля – потребители. Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три основных вида цен: оптовые цены предприятия, оптовые цены торговли (промышленности), розничные цены.
Оптовые цены предприятия
По оптовым ценам предприятия определяются объемы производства, а так же финансовые показатели деятельности предприятия.
Оптовые цены торговли (промышленности)
,
где И + П – издержки и прибыль сбытовых (посреднических) организаций;
НДС – налог на добавленную стоимость;
АС – акцизный сбор
По оптовым (отпускная) цена торговли продукция отпускается за пределы предприятия – изготовителя другим предприятиям либо сбытовым (посредническим) организациям
Розничные цены
,
где (И+П)торг. – издержки и прибыль торгующих предприятий.
По розничным ценам продукция поступает на потребительский рынок
В зависимости от государственного регулированияцены могут быть регулируемыми либо свободными.
При регулировании цен могут использоваться как административные, так и экономические методы регулирования.
Административное регулирование заключается в их непосредственном установлении.
Экономическое регулирование основано на косвенном воздействии на цены при помощи различных экономических инструментов.
К мерам государственного регулирования цен следует отнести:
'' Замораживание» цен и другие способы их фиксации.
Контроль за ценами, устанавливаемыми отдельными крупными монополиями, на основе жёсткой регламентации методов учёта затрат производства.
Соглашение между правительственными учреждениями и монополиями не изменять цены на производимые ими товары.
Установление предельного уровня рентабельности на производство продукции.
Свободные цены устанавливает предприятие самостоятельно на основе спроса и предложения.
В зависимости от условий поставок товаров на внутреннем рынке различают цен франко-вагон-станция отправления и франко-вагон-станция назначения. В первом случае все затраты по доставке товаров несёт покупатель, при втором -все затраты несёт продавец.
В условиях рыночных отношений в системе ценообразования широко используются договорные цены, которые должны нести противозатратный характер. Договорные цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются на начальных стадиях её создания, что стимулирует снижение затрат и, следовательно, увеличение прибыли.
- Экономика предприятия (конспект лекций для студентов экономических специальностей) Мариуполь,2002
- Тема 1. Роль и значение курса экономики предприятия в системе экономической подготовки специалистов.
- Тема 14 Основы теории производства
- Тема 1. Роль и значение курса экономики предприятия в системе экономической подготовки специалистов.
- Тема 2. Предприятие как основное организационное звено народного хозяйства.
- 2. Имущество предприятия, источники его формирования, аренда и лизинг как эффективный способ формирования имущества предприятия.
- 1. Понятие предприятия, виды предприятий. Организационно – правовые формы хозяйствования.
- 2. Имущество предприятия, источники его формирования. Аренда и лизинг как эффективный способ формирования имущества предприятия.
- Одной из разновидностей аренды является лизинг.
- Продавец
- Лизингополучатель
- 3.Содержание экономической и производственной деятельности предприятия.
- Доходы работников предприятия: предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его со стороны государственных органов управления.
- Тема 3. Предприятие как производственная система.
- 1.Свойства производственной системы. Состав производственной системы.
- Миссия фирмы– это общая цель организации и причина её существования.
- 3.Производственная структура предприятия и ее элементы. Требования к проектированию генеральных планов предприятий
- 4.Формы специализации промышленного производства
- 5.Организационная структура управления предприятием и ее виды
- Тема 4. Производство и товарная политика
- 1.Понятие производства как системы “затраты – выпуск”
- Производство
- 2. Товарная политика и её основные элементы
- 3. Конкурентоспособность предприятия и продукции
- 4. Виды продукции. Показатели объёмов производства
- Тема 5. Основные фонды предприятия
- 1. Понятие, состав и структура основных фондов. Классификация основных фондов.
- 2. Методы оценки и учёта основных фондов.
- 3.Износ основных фондов, показатели износа
- Амортизационный фонд. Его образование и направление использования
- 5. Методы ускоренного списания основных фондов
- Показатели эффективности использования основных фондов
- 1. Показатели использования парка наличного оборудования.
- 2 Показатели использования оборудования по времени работы (показатели экстенсивной загрузки).
- 7. Пути повышения эффективности использования основных фондов предприятия.
- Тема 6. Нематериальные активы.
- Тема 7. Оборотные средства предприятия.
- 1.Понятие, состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств.
- 1) Д - т
- 2) Т - т
- 3) Т- д
- Показатели эффективности использования оборотных средств
- 4. Нормирование оборотных средств
- 4. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
- Тема 8 Персонал предприятия
- Рынок труда и механизм его равновесия
- 2.Классификация, состав и структура кадров предприятия
- 3. Показатели кадрового состава
- 4. Показатели и методы измерения производительности труда
- 5. Резервы и факторы роста производительности труда
- Факторыроста производительности труда
- Тема 9. Заработная плата работников предприятия
- 1.Сущность и рыночная цена заработной платы
- Основные функции заработной платы и принципы ее организации
- Основные принципы организации заработной платы
- 3.Процесс организации оплаты труда
- 4.Виды и классификации доплат к основной заработной плате
- 5.Расчет фонда заработной платы по предприятию
- Тема 10. Себестоимость продукции предприятия
- 1. Понятие и значение себестоимости
- 2.Состав затрат производства продукции
- 3.Классификация затрат по однородным экономическим элементам
- 4.Калькулирование себестоимости продукции
- 6. Определение себестоимости проектируемых машин
- 7. Основные факторы и пути снижения себестоимости
- Тема 11. Цены и ценообразование.
- 2. Виды цен. Структура цены на продукцию промышленного производства
- 3.Косвенные налоги (ндс и акцизный сбор) как составные элементы цены
- 4.Способы формирования исходной цены товара.
- 5. Мировые цены: понятия, виды, особенности формирования
- Тема 12. Прибыль и рентабельность
- 1. Сущность и функции прибыли
- 2. Виды прибыли, источники формирования и направления использования прибыли
- В агрегированном виде
- Налогообложение прибыли
- 4. Определение условий безубыточности работы предприятия и максимизация прибыли
- 5.Показатели рентабельности
- 6.Факторы и пути повышения прибыли и рентабельности
- Тема 13. Экономическая эффективность капитальных вложений
- 3. Показатели и критерии абсолютной и сравнительной эффективности капитальных вложений
- 4. Расчёт себестоимости (эксплуатационные затраты) при сравнении вариантов.
- 5.Условия приведения сравниваемых вариантов в сопоставимый вид по объёму выпуска продукции, качеству, фактору времени.
- 6 Современные подходы к экономической оценке привлекательности инвестиционных проектов.
- Тема 14. Основы теории производства
- 1.Функция производства
- 2.Определение условий эффективного производства
- 3.Определение оптимальной пропорции ресурсов
- Перечень рекомендуемой литературы