52. Управление запасами на предприятии.
Управление запасами - важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная цель которой — обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов.
С точки зрения управления оборотными активами к производственным запасам относят не только сырье и материалы, необходимые для производственного процесса, но также незавершенное производство, готовую продукцию и товары для перепродажи.
Управление оптимальным объемом запасов
Важным вопросом является необходимая величина страховых запасов, которые предприятие создает на случай непредвиденных сбоев с поставкой или возможных сезонных всплесков потребительского спроса. Очевидно, что страховые резервы ухудшают финансовые результаты производственной деятельности (за счет замораживания средств в запасах), но обеспечивают предприятию устойчивость и ликвидность.
Дефицит запасов вызывает остановку производства, падение объемов реализации, в некоторых случаях — необходимость срочно приобретать необходимое сырье и материалы по завышенным ценам. Следствием является недополучение предприятием возможной прибыли. Поскольку запасы — это ликвидные активы, их снижение ухудшает показатель текущей ликвидности.
Избыток запасов приводит к увеличению затрат на их хранение, росту налога на имущество, неполучению возможных доходов из-за замораживания финансовых ресурсов в запасах, потерям в результате физической порчи и моральному старению запасов
Управление формированием запасов
Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию запасов на предприятии с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.
Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах запасов, но и создание больших размеров их резервов на случаи перебоев с поставкой сырья и материалов, ухудшения условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п.
Такой подход отрицательно сказывается на уровне рентабельности и оборачиваемости. В данном случае минимальны показатели рентабельности, но минимален и возможный риск.
Умеренный подход направлен на создание резервов на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. Расчет необходимых величин страховых запасов должен проводиться на основании данных за ряд предыдущих лет, позволяющих выявить виды запасов, в которых могут возникнуть дополнительные потребности и их объемы.
В этом случае предприятие имеет средние показатели рентабельности и риска.
Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов вплоть до полного их отсутствия. Если в ходе операционного процесса не возникнут сбои, на предприятии будут достигнуты наивысшие показатели эффективности производства. Однако любой сбой в осуществлении нормального хода операционной деятельности влечет за собой серьезные финансовые потери из-за падения объема производства и реализации продукции. Риск в данном случае максимален.
Модели управления оптимальным объемом запасов
Для предприятия одинаково плохо испытывать как недостаток, так и избыток производственных запасов.
Среди факторов, которые оказывают влияние на объем запасов предприятия, наиболее значимыми являются следующие:
условия приобретения запасов (объемы партий поставки, частота заказа, возможные скидки и льготы);
условия реализации готовой продукции (изменение объемов продаж, скидки в цене, состояние спроса, развитость и надежность дилерской сети);
условия производственного процесса (длительность подготовительного и основного процесса, особенности технологии производства);
издержки по хранению запасов (складские расходы, возможная порча, замораживание средств).
Модель Уилсона
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона (Economic Ordering Quantity model — EOQ).
Модель EOQ может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции, давая ответ на вопрос, какой объем запаса данного вида предприятие должно приобретать единовременно. Оптимальный размер заказа понимается как объем регулярных поставок, при котором обеспечивается необходимое предприятию количество запасов и минимизируются совокупные затраты по закупке и хранению запасов на складе.
В основе расчета лежит деление всех затрат, связанных с запасами (за исключением расходов на их приобретение, общая сумма которых неизменна и зависит только от величины годового потребления данного вида запаса) на две группы в зависимости от изменения совокупных затрат при изменении объема партии заказа:
Затраты, которые связаны с заказом очередной партии запасов (включая расходы по транспортировке и приемке товаров) и не зависят от величины партии.
Затраты по хранению товаров на складе в течение определенного времени, которые зависят от объема запасов.
Очевидно, что с позиции минимизации первой группы затрат предприятию выгодно завозить сырье, материалы или товары для перепродажи как можно более высокими партиями. Чем больше размер каждой партии поставки, тем меньше количество заказов в течение рассматриваемого периода, соответственно ниже и совокупный размер операционных затрат по оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке.
С позиции сокращения затрат второй группы выгодно максимально сократить количество запасов, находящихся в каждый момент на складе, вплоть до минимально допустимого нормативного уровня, поскольку большие размеры запасов влекут за собой и высокие операционные затраты по их хранению.
Таким образом, с ростом размера партии заказа снижаются операционные затраты по размещению заказа (затраты первой группы) и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе организации (затраты второй группы) и наоборот. Модель EOQ позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной.
Общие годовые затраты, связанные с хранением запасов TCC (Total Carrying Cost), рассчитываются по следующей формуле:
TCC = C Q / 2.
Годовые затраты, связанные с приобретением партии заказа TOC (Total Ordering Cost):
TOC = F N = F S / Q.
Совокупные годовые затраты, связанные с приобретением и хранением запасов TIC (Total Inventory Cost):
TIC = TCC + TOC = C Q / 2 + F S / Q,,
Использование данной модели предполагает целый ряд допущений, которые тем не менее не слишком ограничивают возможности ее практического применения:
модель применяется для одного конкретного вида товара, количество которого непрерывно измеряется;
уровень спроса на товар известен, постоянен в течение времени и независим;
товар производится или закупается отдельными партиями;
заказ приходит отдельной поставкой;
время доставки и затраты по заказу постоянны;
расход запасов непрерывен;
не рассматривается случай дополнительной поставки товара;
не рассматривается случай скидки за большой объем поставки
— стоимость хранения единицы запаса в год, куда может входить:
аренда дополнительных складских помещений;
плата за особые условия хранения;
страховка;
порча товара или его моральный износ;
неполученный альтернативный доход;
— объем заказа в единицах продукции;
— годовая потребность предприятия в рассматриваемом товаре (в тех же единицах, что и );
— число заказов в год, N = S / Q;
— стоимость оформления партии заказа.
Полученное выражение можно рассматривать как функциональную зависимость величины от объема партии заказа .
Аналитическая формула для расчета оптимального размера партии заказа EOQ (Economic ordering quantity) имеет вид:
EOQ = √ (2 F S / C).
(Данная формула также называется «уравнение Уилсона».)
Анализируя данную формулу, можно сделать выводы, полезные в практической деятельности предприятия:
общая сумма затрат для данного размера заказа является наименьшей тогда, когда расходы по оформлению заказа равны издержкам по содержанию соответствующего запаса;
в некоторых пределах (вблизи минимальной точки) общая сумма затрат по заказам различного объема изменяется весьма незначительно. Однако вне этих пределов издержки резко растут или снижаются;
в большинстве случаев предприятию обошлось бы гораздо дороже заказывать слишком мало, чем заказывать слишком много;
изменение стоимости хранения запаса оказывает гораздо большее влияние на оптимальный объем заказа, чем изменение в издержках по оформлению партии заказа.
Точкой возобновления заказа RP (Reorder Point) называется такое количество запаса на складе, при котором необходимо делать очередной заказ.
Важно определить момент, когда предприятие должно заказывать новую партию товара.
Величина зависит от интенсивности расходования данного вида запаса, времени, требуемого для изготовления и доставки партии заказа, и величины страхового резерва , определенного на предприятии для данного вида продукции:
RP = RQ + DQ · T,
DQ — ежедневный расход запасов;
Т — время изготовления и доставки партии заказа (в днях).
Для построения эффективных систем контроля над движением товарно-материальных запасов на предприятиях часто используют систему АВС.
Система контроля над запасами ABC — это система объемно-стоимостного анализа, позволяющего разделить все виды запасов на группы в соответствии с объемами реализации и величиной получаемой прибыли.
В большинстве случаев оказывается, что основной объем реализации (70-80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10-20%) — действие так называемого принципа Парето. Сосредоточение внимания на наиболее важных для предприятия товарах и изделиях позволяет более эффективно ими управлять, не расходуя лишние средства и время на менее значимые позиции.
Суть данной системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их недостатка для хода операционной деятельности и финансовых результатов
и т. п.
В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом исполнения заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе модели EOQ. Количество видов конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в
категорию «А», обычно ограничено и требует еженедельного контроля.
В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных финансовых результатов. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.
В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль над их движением осуществляется не чаще одного раза в квартал.
Методы оценки стоимости запасов
В условиях постоянного роста цен реальная стоимость товарно-материальных ценностей к моменту их производственного потребления или реализации может оказаться значительно выше стоимости приобретения. В зависимости от избранного способа оценки запасов финансовые
показатели производственной деятельности могут достаточно широко варьироваться, что необходимо учитывать финансовым менеджерам при разработке учетной политики предприятия, а также при сравнении полученных результатов с показателями других предприятий, с данными прошлых периодов и т. п.
В практике учета для отражения реальной стоимости запасов предприятие имеет право оценивать выданные в производство запасы одним из следующих методов:
По себестоимости каждой единицы товарно-материальных запасов.
По средней себестоимости запасов.
По себестоимости первых по времени приобретения запасов (FIFO — First In First Out).
По себестоимости последних по времени приобретения запасов (LIFO — Last In First Out).
Выбор того или иного способа зависит от ряда факторов. В некоторых ситуациях (например, при выполнении госзаказа) предприятие обязано оценивать запасы по фактической себестоимости каждой единицы запасов.
Метод LIFO сглаживает влияние инфляции при формировании прибыли.
В условиях постоянного роста цен более объективную оценку полученных результатов может дать метод LIFO, который сглаживает влияние инфляции при формировании прибыли. Также при использовании данного метода уменьшается стоимость остатков и соответственно величина налога на имущество.
Если же на данный момент предприятие проводит политику минимизации цен и снижения издержек, целесообразно использовать метод FIFO.
- 1. Предмет, методы и задачи курса «Экономика предприятия».
- 2. Предпринимательство: формы и виды.
- 3.Понятие предприятия, основные функции и цели в условиях рынка.
- 4. Виды предприятий и их характеристика.
- 5. Организационно-правовые формы предприятий.
- 6. Объединения предприятий.
- 7. Сущность и функции организации производства на предприятии.
- 8. Производственная структура предприятия.
- 9. Организационная структура управления предприятием.
- 10. Производственный процесс и принципы его рациональной организации.
- 11.Производственный цикл на предприятии.
- 12. Типы производства
- 13 Место и значение предприятия в рыночной экономике
- 14. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
- 21. Уставный капитал и имущество предприятий.
- 22.Основной капитал предприятия: понятие, классификация.
- 23. Амортизация и износ основного капитала.
- 24. Учет и оценка основных фондов
- 25. Воспроизводство основных фондов
- 26. Показатели наличия, движения, состояния и использования основных фондов. Пути улучшения использования основных фондов.
- 27. Производственная мощность предприятия.
- 28. Оборотный капитал предприятия:понятие, состав и структура
- 29. Функции и стадии кругооборота оборотных средств.
- 30.Методы определения потребности в оборотных средствах и показатели оборачиваемости.
- 31. Персонал предприятия,его структура и движение
- 32. Определение потребности в персонале и планирование его численности.
- 33. Производительность труда на предприятии.
- 34. Сущность заработной платы, принципы и методы ее исчисления планирования.
- 35. Издержки производства и себестоимость продукции.
- 36. Смета и калькуляция затрат.
- 37. Подходы к оценке эффективности деятельности предприятия: сущность эффективности, методологические подходы к расчету показателей эффективности.
- 38. Основные показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия: объем продаж, выручка, валовый доход, валовая прибыль и др. – порядок определения и значения.
- 41. Балансовый отчет предприятия: понятие, структура, методы оценки статей баланса.
- 42. Сущность и критерии финансового состояния предприятия.
- 43. Планирование деятельности предприятия: сущность, принципы и методы планирования.
- 44. Виды планирования на предприятии.
- 45. Бизнес-план: содержание и порядок разработки.
- 46. Прогнозирование деятельности предприятия: сущность, типы и основные научные принципы разработки прогнозов, методы прогнозирования.
- 47. Понятие и виды инвестиций.
- 48. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
- 49. Сущность и функции цены как фактора экономической категории, система цен и их классификация.
- 50. Материально-техническое обеспечение предприятия как условие его эффективного функционирования.
- 51. Сбыт продукции: назначение, организация.
- 52. Управление запасами на предприятии.
- 53. Понятие, виды налогов, уплачиваемых предприятием, порядок налогообложения: объекты налогообложения на предприятиях; виды налогов, уплачиваемых предприятием; порядок их исчисления и уплаты.
- Глава 2:
- 54. Налогообложение прибыли предприятия: объекты налогообложения, ставки, льготы, упрощенные системы налогообложения доходов предприятия.