logo search
Создание концепции предприятия общественного питания

1.2 Анализ рынка и выбор целевого рынка предприятия

Предложения на рынке общественного питания города Тольятти представлены различными форматами. Наблюдается ежегодный рост количества предприятий в данной отрасли, однако, несмотря на то, что ежегодно на рынке появляются все новые объекты, большое число предприятий закрываются или меняют владельца, не проработав и двух лет. Объясняется это следующими факторами:

· Ошибкой в выборе концепции ресторана.

· Отсутствием управленческого опыта работы в данной сфере.

· Ошибкой в выборе месторасположения объекта.

· Отсутствием квалифицированного персонала и отсутствием возможности проведения обучения персонала за счет организации.

Единой общепринятой классификации объектов тольяттинского рынка общественного питания не существует. Среди различных классификаций, разработанных специалистами в области общественного питания, наиболее приемлемо деление по следующим форматам и ценовым сегментам:

1. Фудкорты.

2. Рестораны/клубы.

3. Классические рестораны.

4. Демократические рестораны (кафе-бары, спорт-бары, детские кафе).

5. Кофейни.

6. Столовые.

Проекты ресторанов быстрого обслуживания все активнее развиваются в регионе, привлекая интерес инвесторов. По мнению специалистов, данные концепции являются наиболее прибыльными и устойчивыми на рынке. Проекты ресторанов быстрого обслуживания все активнее развиваются в регионе, привлекая интерес инвесторов. По мнению специалистов, данные концепции являются наиболее прибыльными и устойчивыми на рынке. Так же для предприятий общественного питания большое значение имеет наличие так называемого "якоря", обеспечивающего постоянный поток клиентов. Именно поэтому большая часть предприятий общественного питания расположена в центральных районах, что объясняется привлекательностью центра города для времяпрепровождения жителей и гостей города.

Проведение анализа маркетинговой среды предприятия питания предоставляет достаточную информацию для определения целевого рынка. Анализ рынка провелся на основе информации, имеющейся в периодической печати, в экономических и статистических обзорах, данных социологических исследований. Проектируемое предприятие обязуется обеспечить своей продукцией, не вызывающей сомнений, четко отличное от конкурентов желательное место на рынке и в привлечении потребителей. Это связано с возможностью выбора потребителя, четко видеть преимущества, которые он получает. А одним из главных преимуществ кафе будет являться низкая ценовая политика, которая будет каждому по карману, как работнику среднего профессионального образования, так и учащимся, а именно школьникам и студентам.

Место кафе на сложившемся рынке продукции и услуг, анализ микросреды.

Таблица 1.2.1 - Анализ прямых (основных) конкурентов

Фактор и метод анализа

Кафе "Раздолье"

Кафе "Грин Блин"

Кафе "У Сережи"

+

-

+

-

+

-

1

2

3

4

5

6

7

Доля рынка, занимаемая конкурентами

8%

6%

создание

Перспектива развития конкурентов

нет

Обновление интерьера, введение в меню новых блюд

Необычный интерьер, детское и взрослое меню, скидки на блюда

Цены, ценовая политика конкурентов (средний чек)

500 руб.

300 руб.

500 руб.

Качество продукции

хорошее

хорошее

отличное

Уровень обслуживания

хороший

хороший

отличный

Сильные и слабые стороны

организация банкетов, наличие удобной парковки

Отсутствие бизнес-ланча

Удобное местоположение, бесплатный доступ в интернет

Уровень организации рекламы

удовлетворительный

отличный

отличный

Комфорт помещения

отличный

отличный

отличный (наличие уютных мягких зон, свободный и светлый зал)

Соответствие ассортимента продукции потребностям потребителей

русская, европейская кухни

Русская кухня

русская, итальянская кухни

Результаты работы (прибыль конкурентов)

7,7%

7,9%

10% (низкая себестоимость реализуемых продуктов, блюда под привычные вкусы в большом разнообразии)

Проектируемое предприятие обязуется обеспечить своей продукцией, не вызывающей сомнений, четко отличное от конкурентов желательное место на рынке и в привлечении потребителей. Это связано с возможностью выбора потребителя, четко видеть преимущества, которые он получает.

Для характеристики уровня обслуживания конкурирующих предприятий необходимо, чтобы каждого из них оценило не менее 20 потребителей. Это необходимо для более четкого определения места, которое будет занимать проектируемое предприятие на рынке продукции и услуг, и никак иначе такую оценку даст анализ уровня обслуживания потребителей у конкурентов, близких к нам по характеру организации и обслуживания.

Таблица 1.2.2 - Анализ уровня обслуживания кафе "Раздолье"

Качество продукции

Ассортимент продукции

Комфорт зала

Культура обслуживания

Широта перечня услуг

Итого

1

4

8

9

10

10

41

2

5

9

10

9

10

43

3

5

9

10

9

8

41

4

5

10

10

8

7

40

5

4

10

10

10

8

42

6

3

10

9

10

8

40

7

5

10

9

10

9

43

8

5

9

10

7

9

40

9

4

9

8

9

8

38

10

3

7

9

8

6

33

11

4

8

9

9

9

39

12

4

6

8

10

10

38

13

5

8

10

7

10

40

14

5

10

10

5

8

38

15

5

8

10

7

9

39

16

5

5

10

8

8

36

17

4

9

9

9

10

41

18

5

7

10

9

7

38

19

5

8

9

10

10

42

20

5

9

7

9

10

40

Итого:

792

Таблица 1.2.3 - Анализ уровня обслуживания кафе "Грин Блин"

Качество продукции

Ассортимент продукции

Комфорт зала

Культура обслуживания

Широта перечня услуг

Итого

1

3

8

10

10

10

41

2

4

7

10

9

10

40

3

4

9

10

9

9

41

4

5

9

9

10

9

42

5

4

10

9

8

10

41

6

4

10

8

8

8

38

7

5

7

10

9

9

40

8

5

6

10

7

7

35

9

4

5

7

10

7

33

10

4

9

9

8

10

40

11

3

9

9

8

8

37

12

3

10

10

7

9

39

13

4

8

10

8

8

38

14

5

10

8

9

8

40

15

4

8

9

8

9

38

16

5

7

8

9

10

39

17

4

7

9

10

10

40

18

4

6

9

9

8

36

19

3

7

9

9

9

37

20

2

8

9

8

8

35

Итого:

737

Анкетирование проводилось как в самих предприятиях, так и в социальной сети. На месте предприятия в часы большей проходимости гостям предоставлялся небольшой письменный опрос, где каждый из желающих оценивал посещаемое заведение по 10-бальной шкале в оценке пунктов, отмеченных в таблице. В социальной сети так же проводилось данное анкетирование, куда привлекались зарегистрированные пользователи сети, а именно жители г.Тольятти, и где опрашиваемые отвечали об уровне обслуживания данных кафе так же по 10 бальной шкале. Сумма и оценки опрошенных представлены в таблице выше.

После проведения анкетирования среди 20 потребителей каждого кафе, общую оценку уровня обслуживания по каждому предприятию выводим как среднюю арифметическую от оценок опрошенных посетителей.

Для кафе "Раздолье": 792/20=39,6 баллов

Для кафе "Грин Блин": 737/20=36,8 баллов

Для данной категории предприятий общественного питания характерно непрерывное приготовление небольшого (по сравнению с классическим рестораном) ассортимента блюд, невысокий средний чек. И такие предприятия пользуются спросом разного контингента потребителей, в чем конкурентная среда может оказаться острой. Но вместе с тем можно отметить, что рынок таких предприятий общественного питания как кафе заполнен незначительно и имеет все шансы на успешное развитие.