1.1 Характеристика маркетинговой среды
Проекты ресторанов быстрого обслуживания все активнее развиваются в регионе, привлекая интерес инвесторов. По мнению специалистов, данные концепции являются наиболее прибыльными и устойчивыми на рынке. Исследования концепции маркетинга предполагает, что основной целью маркетинговой деятельности является получение на основе удовлетворение запросов потребителей максимума собственных выгод, в частности максимальной прибыли предприятия. В современных условиях хозяйствования необходимо полностью исключить возможность выпуска продукции (услуги), не отвечающей нуждам и потребностям потенциальных потребителей.
Грамотную и бесперебойную работу предприятия определяет своевременное снабжение всем необходимым сырьем и полуфабрикатами. Поэтому продукция и услуги проектируемого предприятия будут ориентированы на определенный сегмент рынка, поскольку потребителями производимой продукции будут в основном люди среднего возраста со средним доходом, дети и молодежь. Избрание именно этого сегмента обусловлено возможностью получения на нем массы прибыли за счет возможного их привлечения интересным дизайном предприятия, разнообразием блюд для разного возраста потребителей и общедоступными ценами на выпускаемую продукцию. Потребность покупателей в разнообразии потребляемой продукции будет удовлетворяться за счет расширения и изменения ассортимента блюд.
Проектируемое предприятие - это общедоступное кафе, месторасположение которого также является наиболее важным фактором, влияющим на известность и прибыль предприятия. Большая часть предприятий г. Тольятти расположены в Автозаводском районе или в зонах непосредственной близости к нему. Объясняется это тем, что данный район является центром активной жизни города и более привлекателен для организации большинства торговых комплексов, офисных центров, ночных клубов и других культурно-развлекательных комплексов. Поэтому месторасположение проектируемого предприятие предполагается в Автозаводском районе, недалеко от жилых домов, бизнес-центров, университета и детских садов, а так же вблизи с лесной зоной, которая также является зоной отдыха для многих жителей города.
Основным преимуществом планируемого кафе будет являться возможность снижения себестоимости цен, повышение качества продукции, расширение ассортимента услуг (товаров), а так же разнообразие меню с учетом возрастных категорий возможных посетителей, т.е. введение в основной ассортимент предлагаемых блюд элементов детского и молодежного меню. Я считаю, что такая идея предприятия общественного питания в г. Тольятти будет особенно актуальна, т.к. в городе помимо жителей среднего и пожилого возраста, много молодёжи и детей, которые так же являются не маловажными потребителями, чьи предпочтения не сложно предугадать. Так же, в последнее время пользуется популярностью бесплатный доступ в интернет, особенно в предприятиях общественного питания. Это наиболее актуально для людей молодого возраста, какими в основном и предполагаются быть наши потребители. Поэтому такой вид услуг также учитывается и предполагается в создаваемом заведении. Кроме того, в г. Тольятти довольно часто проводятся культурно-массовые мероприятия, особенно спортивные состязания среди молодежи, детские праздники, и просто семейные выходы на природу. Такие мероприятия особенно часто проводятся в удобной многим жителям лесной зоне города. С учетом этого, предполагаемое кафе будет располагаться рядом с зоной отдыха многих жителей, особенно Автозаводского района, который является самым активным центром города, а значит привлекает большее число жителей, что обеспечит большой наплыв потребителей. В настоящее время потребители стали очень разборчивы. Поэтому при открытии кафе большое внимание будет уделяться и этому фактору.
Основными конкурентами могут послужить кафе, пиццерии города, а также всевозможные бары. Однако основным недостатком товаров и услуг у конкурентов являются высокие цены и невысокое качество продукции. Тем не менее, расположение конкурентов относительно местоположения предполагаемого предприятия является довольно близким, то этот фактор тоже не менее важен и будет учитываться при проектировании и разработке организации общественного питания в г. Тольятти.
В будние дни основными посетителями нашего кафе могут быть студенты, школьники, работники различных организаций. В выходные и праздничные дни наше кафе прекрасно подойдут для отдыха всей семьей. Уютный и необыкновенный интерьер, приветливый персонал и разнообразие блюд создадут прекрасную, незабываемую атмосферу, привлечет гостей и оставит у них приятное впечатление, что будет способствовать их желанию прийти снова.
Характеристика макросреды г. Тольятти
Таблица 1.1 - Характеристика макросреды г. Тольятти
Факторы |
Оценка (1-10 баллов) |
||
Положительная "+" |
Отрицательная "-" |
||
Демографические |
+9 |
-1 |
|
Экономические |
+7 |
-3 |
|
Природные |
+7 |
-3 |
|
Научно-технические |
+8 |
-2 |
|
Политико-правовые |
+5 |
-5 |
|
Социально-культурные |
+8 |
-2 |
Разбор всех факторов:
Демографические факторы
Тольятти - город в Самарской области России, административный центр Ставропольского района. Входит в Самарско-Тольяттинскую агломерацию. Расположен на левом берегу Волги напротив Жигулей. Население городского округа, по данным на 1 января 2012 года, составляло 719 600 человека - самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации. По численности населения Тольятти занимает 18-е место в России. Административно город разделён на 3 района (численность населения по данным переписи 2010 года):
Автозаводский район (или Новый город) -- 441,9 тыс. жителей;
Комсомольский район (или Комсомольск) -- 120,0 тыс. жителей;
Центральный район (или Старый город) -- 157,7 тыс. жителей.
Автозаводский район города -- крупнейший в Поволжье район по численности населения (свыше 440 тысяч человек).
Тольятти продолжает оставаться одним из немногих муниципальных образований в области, где существует естественный прирост населения. И хотя естественный прирост также наблюдается только в Автозаводском районе, но за последние несколько лет коэффициент естественного прироста населения города постепенно возрастает.
Город Тольятти имеет немалую численность населения, а рождаемость преобладает над смертностью, и таким образом естественный прирост населения значительно возрастает. Особенно заметна высокая численность населения в Автозаводском районе, по сравнению с другими не менее крупными районами города. Это значит, что здесь сосредоточена основная активная масса население, и поэтому именно в этом районе предполагается их наибольшая посещаемость в организациях общественного питания. Вследствие этих показателей, высокая оценка данного фактора обусловлена большой долей людей высокого культурного уровня, стремящихся организовать свой досуг, а также большой численностью города.
Экономические факторы
Современный Тольятти -- крупный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике, как региона, так и страны. Однако экономический кризис серьезно подорвал привлекательность Тольятти. В городе расположен автомобильный завод компании "GM-АВТОВАЗ", две теплоэлектростанции, хорошо развита химическая промышленность, имеются предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Что касается территории, на которой предполагается разместить кафе, то на ближайшей территории отмечено расположение различных бизнес-центров, многопрофильных компаний и банков. Это так же является положительным фактором в экономике при создании предприятия, предоставляющего услуги.
Природные факторы
Город расположен непосредственно на границе трёх физико-географических районов: Самарской Луки, Мелекесского низменного Заволжья и лесостепного Заволжья весьма различных между собой по рельефу, флоре, фауне, ведению хозяйства и т. д. Однако все районы в значительной части попадают в зону влияния такого крупного города как Тольятти. В Тольятти континентальный климат с жарким летом и холодной зимой. Значительно влияют на климат особенности планировки города, состоящего из обособленных районов, разделённых лесными массивами. Средняя температура января ?10,6 °C, средняя температура июля +20,9 °C. Экологическая ситуация в городе, как и во многих других промышленных центрах, весьма напряжённая. Плотность промышленной застройки в городе примерно в 3-4 раза больше, чем в среднем по России. Из-за этого заметно возрастает и объём загрязнений окружающей среды. Однако, негативный эффект от наличия крупных химических производств существенно ниже, чем в других городах, благодаря современным технологиям проектирования застройки районов города. Наличие существенных лесных массивов между городскими районами тоже играет свою положительную роль. Предприятие будет располагаться более выигрышно вблизи лесных массивов, где состояние экологии будет более приятное для большого числа населения.
Научно-технические факторы
У жителей Тольятти достаточно высокий уровень образования. Во многом это объясняется сложившейся в городе системой образования, представленной многочисленными учреждениями различных типов, видов и форм собственности. Система профессионального образования Тольятти представлена рядом образовательных учреждений различного уровня и профиля подготовки, как технической, так и гуманитарной направленности. Одним из самых крупных и известных учебных заведений является Тольяттинский государственный университет. Он сформирован на базе Тольяттинского политехнического института и филиала Самарского государственного педагогического университета, поэтому в нём готовят как инженеров, так и педагогов. Это старейший и крупнейший вуз города. Университет имеет свой филиал в Автозаводском районе, и располагается так же недалеко от лесных массивов города, а разрабатываемое мною кафе как раз и планируется рядом с данным учебным заведением, что сможет обеспечить немалый наплыв студентов, особенно в дневное учебное время.
Политико-правовые факторы
В Тольятти насчитывается примерно 12,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, большинство из которых (70 %) оказывает услуги в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонте автотранспортных средств и бытовой техники. В среднем на 1000 жителей приходится 12 малых предприятий. Численность постоянно работающих на них составляет 54,1 тыс. человек. В среднем, одно малое предприятие даёт 6 рабочих мест. Отгрузка малыми предприятиями товаров (работ, услуг) собственного производства составила 9,6 % от общего объёма по городу. Но, тем не менее, проблема безработицы в Тольятти высока и занимает второе место по Самарской области по официально зарегистрированным безработным жителям.
Социально-культурные факторы
Культурная жизнь в городе значительна, однако активное участие в ней принимают далеко не все горожане. В городском округе Тольятти культурную деятельность осуществляют 2 учреждения культурно-досугового типа, 46 библиотек, несколько театров, концертная организация - Филармония, образовательные учреждения дополнительного образования детей, учреждение высшего профессионального образования в области , 3 парка культуры и отдыха. Так же следует отметить, что в ближайшем окружении с выбранным местом проектируемого кафе имеется библиотечный фонд, всевозможные организации, предоставляемые услуги как в спорте, науке так и в организации всевозможных праздников. Социально-культурные факторы не менее важны при определении предполагаемого контингента потребителей.
- Введение
- 1. Маркетинговое обоснование концепции
- 1.1 Характеристика маркетинговой среды
- 1.2 Анализ рынка и выбор целевого рынка предприятия
- 2. Выбор и обоснование концепции предприятия общественного питания
- 2.1 Обоснование типа и вместимости предприятия общественного питания
- 2.3 Обоснование форм и методов обслуживания
- 3. Выбор и обоснование исходных данных для проектирования
- 3.1 Обоснование системы снабжения проектируемого предприятия
- 3.2 Разработка рациональной схемы технологического процесса
- 4. Организация облуживания потребителей
- 1.1. Международная классификация предприятий общественного питания
- 3.1. Позиционирование предприятия на рынке продукции и услуг общественного питания
- Глава 9 Концепция развития общественного питания
- 1.1. Характеристика предприятия общественного питания.
- 4. Этапы создания предприятия общественного питания.
- Параметры качества услуг предприятий общественного питания.
- Предприятия общественного питания
- Предприятия общественного питания