3.6. Обеспечение принципов согласованности инструментов
ценового и макроэкономического регулирования
Немаловажным фактором обеспечения устойчивого экономического роста является снижение уровня инфляции. В последние годы в республике сохраняется позитивная тенденция замедления инфляционных процессов. Важнейшей задачей в ближайшей и долгосрочной перспективе по-прежнему остается выполнение установленных целевых параметров инфляции, что будет обеспечиваться инструментами ценового и макроэкономического регулирования.
С 2000 года в республике стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная и сбалансированная валютная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и устранение множественности валютных курсов, относительная стабилизация обменного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке.
В концептуальном плане важно, чтобы денежно-кредитная и валютная политика, проводимая Национальным банком, не ухудшала ценовые условия воспроизводства белорусских товаропроизводителей, способствовала повышению конкурентоспособности их продукции на внутреннем и внешнем рынках. Эффективное кредитование банками возможно только при условии стабильного финансового положения организаций реального сектора экономики, обеспечивающего своевременное погашение кредитов.
В отношении населения эффективная политика означает дальнейшее повышение доверия к национальной валюте, выражающееся в увеличении доли вкладов в национальной валюте. Проведение привлекательной депозитной политики позволит стабилизировать спрос на потребительском рынке и будет способствовать отвлечению части доходов населения в долгосрочные вклады в банковской системе, что, в свою очередь, будет сдерживающим фактором роста цен.
Анализ налогово-бюджетной системы свидетельствует, что в республике высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, достаточно высокая общая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 процента к ВВП), неравномерна налоговая нагрузка по отраслям экономики. В последние годы последовательно проводится курс на снижение налоговой нагрузки на экономику, что уменьшает давление на цены. В 2004 году с 20 до 18 процентов снижена ставка налога на добавленную стоимость, уменьшена совокупная ставка оборотных налогов и сборов: с 4,5 процента в 2003 году до 4,15 процента в 2004 году и до 3,9 процента - в 2005 году. С 2005 года отменены отчисления в фонд пожарной безопасности, с 4 до 3 процентов снижена ставка чрезвычайного налога, взимаемого с фонда оплаты труда.
Вместе с тем до настоящего времени не удается окончательно упразднить оборотные платежи, взимаемые с выручки, которые оказывают наиболее сильное негативное давление на экономику. В силу своей природы они обладают кумулятивным эффектом, который приводит к неоправданному взвинчиванию цен на продукцию даже в рамках расчетов внутри одного производственного объединения. Вторым по значимости негативным фактором, приводящим к нежелательному росту цен на товары и услуги, является чрезмерная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда организаций.
Устранение неоправданного инфляционного воздействия на экономику республики со стороны налоговой системы предполагает снижение налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения путем:
отмены оборотных платежей, взимаемых с выручки;
упразднения чрезвычайного налога, взимаемого с фонда оплаты труда;
унификации налогового законодательства с Российской Федерацией (структура, ставки, налогооблагаемая база) - прежде всего в отношении платежей в Фонд социальной защиты населения при Министерстве труда и социальной защиты, взимаемых с фонда оплаты труда.
Амортизация основных средств и нематериальных активов - один из важнейших элементов себестоимости продукции (работ, услуг). Управляя амортизацией, можно воздействовать на величину затрат и цену выпускаемой продукции.
Основными рычагами управления амортизацией основных средств являются: оптимальный выбор сроков полезного использования, способов и методов начисления амортизации, использование механизма индексации амортизационных отчислений в условиях инфляции, грамотно проводимая переоценка. Использование данных рычагов позволяет оптимизировать сумму амортизационных отчислений в составе себестоимости в зависимости от потребностей организации в воспроизводстве основных средств и конкурентоспособности ее продукции (работ, услуг).
С 1 января 2002 г. вступили в силу нормативные правовые акты, регламентирующие новую амортизационную политику в республике. В соответствии с новой амортизационной политикой организации самостоятельно определяют способы и методы начисления амортизации. Уровень диапазонной нормы амортизационных отчислений выбирается организацией по своему усмотрению. В зависимости от различных условий может быть выбран тот или иной тип амортизационной политики. В случае благоприятных условий (нарастание объема продаж, благоприятная конъюнктура рынка) может быть увеличена цена продукции при соответствующем росте амортизационных отчислений и наоборот. Устанавливаемая величина амортизационных отчислений стала одним из основных инструментов воздействия на себестоимость, а соответственно и на цену реализуемой продукции.
Обеспечение сопряженности ценовой политики и политики доходов заключается в их взаимодействии и взаимозависимости. Заработная плата как составная и большая часть доходов является элементом себестоимости производимой продукции, поэтому повышение ее уровня может в определенной мере (в зависимости от трудоемкости производства) влиять на уровень цен со стороны издержек производства. С другой стороны, форсированный рост заработной платы, не подкрепленный соответствующим ростом производительности труда, оказывает давление на потребительский рынок, что приводит к росту цен на товары и услуги. Необходима поэтому взвешенная сбалансированная политика в отношении заработной платы и доходов, не приводящая к ухудшению ценовой ситуации, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
- Постановление совета министров республики беларусь
- 20 Июля 2005 г. N 799 о концепции ценообразования в республике беларусь
- 1. Ценообразование
- 2. Основные направления совершенствования ценообразования
- 3. Основные подходы и механизмы, направленные
- 3.1. Структура органов ценообразования, их права
- 3.2. Принципы и способы регулирования ценообразования.
- 3.3. Антимонопольная политика в сфере ценообразования
- 3.4. Устранение перекрестного и бюджетного субсидирования
- 3.5. Гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и
- 3.6. Обеспечение принципов согласованности инструментов
- 4. Особенности регулирования цен
- 4.1. Промышленность
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Агропромышленный комплекс
- 4.4. Строительный комплекс
- 4.5. Транспорт и связь
- 4.6. Отрасли социальной сферы и лекарственные препараты
- 4.7. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 5. Система ценового мониторинга