5. Система ценового мониторинга
Создание системы ценового мониторинга подразумевает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка - внутреннем, внешнем, рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Необходимо, чтобы эта конструкция была системной, то есть включала определенные низовые и республиканские уровни мониторинга, охватывала важнейшие сегменты рынков и была направлена на достаточно быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.
Важнейшей задачей мониторинга является также выявление тенденций в изменении цен, связанных с отклонением от их прогнозных и программных значений, утвержденных в соответствующих государственных документах.
Мониторинг ведется как на систематической, так и на разовой основе для углубленного анализа ценовой ситуации в той или иной сфере экономики. Обязательным условием мониторинга является обеспечение прозрачности и доступности ценовой информации для всех участников рынка.
В этих целях создается Автоматизированная информационная система по ценам на товары и услуги (АИС "Цены"). Выполнение работ по ее созданию осуществляет Национальная академия наук Беларуси и государственное научное учреждение "Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики".
В процессе ее реализации предусматривается:
создание единого сетевого и информационного пространства по вопросам ценообразования с возможностью его выхода на национальные и международные ресурсы;
создание комплекса баз данных по ценам, формирование целостной системы информационных ресурсов по вопросам ценообразования;
автоматизация работ по сбору и обработке ценовой информации, получаемой от организаций республики, из зарубежных источников;
создание средств для накопления и представления информации по ценам республиканским органам государственного управления и субъектам хозяйствования, зарубежным пользователям;
создание средств компьютерного анализа динамики и прогноза цен на основе развернутого анализа данных, системы контроля обоснованности цен на важнейшие виды экспортной и импортной продукции.
В состав единого сетевого и информационного пространства по вопросам ценообразования входят государственные органы - пользователи и поставщики информации, организации республики.
Кроме государственного мониторинга за уровнем цен (тарифов), необходимо повысить роль общественности за процессами ценообразования на потребительском рынке. Мировая практика доказывает эффективность передачи части функций от государства к общественным организациям защиты прав потребителей, которые могут осуществлять повседневный оперативный контроль за качеством и ценами товаров, а также за услугами, предоставляемыми гражданам страны. Такой подход позволит более эффективно осуществлять контроль за изменением цен и тарифов на потребительские товары и услуги первой необходимости со стороны населения и общественных организаций. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. "О защите прав потребителей" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 10, 2/839) общественные объединения потребителей имеют право вносить в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования. Важные функции, которые могут и должны выполнять общественные объединения потребителей, заключаются в информировании населения о качественных характеристиках и ценах товаров и услуг различных производителей, а также проведении независимой экспертизы потребительских свойств товаров, обращающихся на белорусском потребительском рынке.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Постановление совета министров республики беларусь
- 20 Июля 2005 г. N 799 о концепции ценообразования в республике беларусь
- 1. Ценообразование
- 2. Основные направления совершенствования ценообразования
- 3. Основные подходы и механизмы, направленные
- 3.1. Структура органов ценообразования, их права
- 3.2. Принципы и способы регулирования ценообразования.
- 3.3. Антимонопольная политика в сфере ценообразования
- 3.4. Устранение перекрестного и бюджетного субсидирования
- 3.5. Гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и
- 3.6. Обеспечение принципов согласованности инструментов
- 4. Особенности регулирования цен
- 4.1. Промышленность
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Агропромышленный комплекс
- 4.4. Строительный комплекс
- 4.5. Транспорт и связь
- 4.6. Отрасли социальной сферы и лекарственные препараты
- 4.7. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 5. Система ценового мониторинга