3.2. Принципы и способы регулирования ценообразования.
Снижение затрат, включаемых в себестоимость товаров
(работ, услуг)
Основными принципами ценообразования являются:
сочетание свободных и регулируемых цен;
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, формированием и применением цен (тарифов).
КонсультантПлюс: примечание.
Предельные торговые надбавки на продовольственные товары утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 18.06.2003 N 129.
В соответствии с законодательством о ценообразовании регулирование цен (тарифов) осуществляется путем установления фиксированных и предельных цен (тарифов); предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; предельных нормативов рентабельности; порядка определения и применения цен (тарифов); декларирования цен (тарифов).
Проводимая в республике политика государственного ценового регулирования является достаточно обоснованной и соответствующей данному этапу трансформации экономики.
Принципиальным направлением совершенствования ценообразования является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.
Для определения обоснованного уровня цен, усиления контроля за уровнем и динамикой себестоимости предполагается значительно улучшить нормирование затрат, планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции.
В настоящее время отнесение затрат на себестоимость определяется Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством статистики и анализа и Министерством труда и социальной защиты 30 января 1998 г., а также нормативными актами, определяющими особенности формирования затрат в отдельных отраслях. Корректировка нормативной правовой базы, регулирующей формирование себестоимости, должна быть направлена на стимулирование экономии и эффективного использования всех видов ресурсов, предотвращение необоснованного увеличения затрат, относимых на себестоимость, что позитивно скажется на финансовом положении организаций.
Задача снижения затрат должна решаться на двух уровнях. На макроуровне - это межгосударственные договоренности по цене поставок различных видов энергоресурсов, сближение ценовых параметров между странами, таможенной и налоговой политики. На микроуровне - снижение затрат непосредственно зависит от внедрения прогрессивных технологий, совершенствования организационной составляющей производственного процесса, использования прогрессивных систем управления, налаженной системной работы по нормированию затрат. Затраты, включаемые в себестоимость товаров (работ, услуг), должны рассчитываться по прогрессивным нормам и нормативам, устанавливаемым на основе стандартов, технологических карт, рецептур, утверждаемых в установленном порядке, которые должны периодически пересматриваться.
Органы управления в дальнейшем должны переходить преимущественно к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Постановление совета министров республики беларусь
- 20 Июля 2005 г. N 799 о концепции ценообразования в республике беларусь
- 1. Ценообразование
- 2. Основные направления совершенствования ценообразования
- 3. Основные подходы и механизмы, направленные
- 3.1. Структура органов ценообразования, их права
- 3.2. Принципы и способы регулирования ценообразования.
- 3.3. Антимонопольная политика в сфере ценообразования
- 3.4. Устранение перекрестного и бюджетного субсидирования
- 3.5. Гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и
- 3.6. Обеспечение принципов согласованности инструментов
- 4. Особенности регулирования цен
- 4.1. Промышленность
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Агропромышленный комплекс
- 4.4. Строительный комплекс
- 4.5. Транспорт и связь
- 4.6. Отрасли социальной сферы и лекарственные препараты
- 4.7. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 5. Система ценового мониторинга