logo
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ / Концепция ценообразования

4.7. Жилищно-коммунальное хозяйство

Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 40, 1/371) осуществляется Советом Министров Республики Беларусь.

Учитывая значительное влияние платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения, тарифы на них утверждаются ниже затрат организаций на оказание услуг. Источники возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций на оказание услуг и их процентное соотношение, включая платежи населения, ежегодно определяются в соответствии с расчетами к бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных субсидий, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды, за счет перекрестного субсидирования и прочих доходов.

Основными критериями регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги будут являться:

обеспечение выполнения параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, ежегодно устанавливаемых законами о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год;

выполнение ограничений по росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению;

снижение удельного веса оплаты за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения;

законодательное закрепление основных принципов формирования и регулирования тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающих источники компенсации дополнительных затрат в случае изменения цен (тарифов) на основные составляющие себестоимости, связанных с оказанием этих услуг.

В целях сокращения бюджетных субсидий и перекрестного субсидирования к 2010 году предполагается поэтапно довести уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 80 процентов. Достижение указанного параметра будет осуществляться путем периодических пересмотров тарифов и их индексации с одновременным снижением себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, должно сопровождаться адекватными мерами по повышению его доходов и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения должны носить упреждающий характер.

Наряду с мерами в области ценообразования будет продолжена работа по упорядочению расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги. В целях усиления контроля за объемами потребляемых коммунальных услуг, обеспечения достоверности начисляемых населению платежей и стимулирования граждан в экономии коммунальных услуг необходимо активизировать работу по установке приборов группового и индивидуального учета и регулирования потребления услуг, и прежде всего водо- и теплоснабжения, ужесточить контроль за обоснованностью утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами нормативов расхода тепловой энергии на отопление и подогрев воды, по жилым домам, не оборудованным приборами группового учета их расхода, не допуская превышения значений по фактическим данным по аналогичной группе домов, оборудованных приборами учета расхода тепловой энергии.

Для обеспечения социальной справедливости в оплате жилищно-коммунальных услуг в перспективе предполагается установить дифференцированный размер платы за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание в зависимости от качества жилых домов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4