logo search
Ответы на экзаменационные вопросы

9. Рынок как экономическая категория: определения, условия возникновения, функции.

Рынок – это такая экономическая система которая базируется на частной собственности на средства производства и на принципах самостоятельно независимого принятия решений отдельных хозяйствующих субъектов (фирмами или частными лицами).

Рынок – это форма товарного производства которая превращается в свою развитую форму.

Условия возникновения рынка:

Степень развития рынка определяется степенью развития товарных отношений.

Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и специализации.

Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.

Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию, возникает на базе частной собственности и за тем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО, госпредприятия).

Разрешение проблемы трансакционных издержек — Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

Свободный обмен ресурсами — позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Функции рынка:

Через рынок устанавливается взаимосвязь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом.

Через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

На рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара.

Рынок дифференцирует производителей, т. е. выживают те фирмы, у которых затраты на производство меньше, чем цены.