11. Понятие совершенной и несовершенной конкуренции.
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.
Конкуренция (от латинского - сталкиваться) - это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:
объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены
реализуемые каждым производителем товары являются однородными
покупатели хорошо информированы о ценах
продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга
фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё
Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:
способствует более эффективному использованию ресурсов
побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей
создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники
обеспечивает свободу выбора и действий
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов
не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования
не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства
не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости
Противоположностью совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной конкуренции.
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:
олигополия - монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области
монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров
чистая монополия - это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт
монопсония - тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые "рычаги", оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.
- 1. Экономическая теория как наука. Предмет и методы изучения.
- 2. Потребности и ресурсы. Труд, земля, капитал как факторы производства.
- Краткий ответ на вопрос Потребности и ресурсы
- 3. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
- Краткий ответ на вопрос
- 4. Экономическая система общества: понятие, структура, критерии классификации.
- 5. Типы и модели экономических систем. Социально-ориентированная рыночная модель белорусской экономики.
- 6. Собственность как экономическая категория. Типы и формы собственности.
- 7. Разгосударствление и приватизация собственности в Республике Беларусь.
- 8. Товарное производство. Товар и его свойства (потребительная стоимость и стоимость).
- 9. Рынок как экономическая категория: определения, условия возникновения, функции.
- Дополнительно:
- 10. Понятие рыночного механизма. Основные элементы рыночного механизма.
- 11. Понятие совершенной и несовершенной конкуренции.
- 12. Критерии классификации рынков. Виды рынков. Рыночная инфраструктура.
- 13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2010 г. И до 2015 года.
- 14. Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.
- 15. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на измене-ние предложения.
- 16. Рыночное равновесие, его модели. Отклонение от рыночного равновесия.
- 17. Основы теории потребления. Общая и предельная полезность.
- 18. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия, бюджетное ограничение, равновесие потребителя.
- 19. Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Роль малого бизнеса в экономике Республики Беларусь.
- 20. Понятие и классификация издержек. Производственные издержки: постоянные, переменные, общие, средние, предельные. Понятие себестоимости продукции и пути ее снижения.
- 21. Доходы и прибыли фирмы.
- 22. Государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования, особенности в Республике Беларусь.
- 23. Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
- 24. Рынок капитала. Ссудный процент. Инвестиции. Дисконтирование капитальной стоимости.
- 25. Рынок земли. Земельная рента. Арендная плата. Цена земли.
- 26. Ввп: понятие, методы исчисления (производственный, по доходам, по расходам).
- 27. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен. Дефлятор ввп.
- 28. Совокупное предложение и его факторы. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
- 29. Циклический характер развития экономики и его причины. Фазы цикла.
- 30. Понятие, причины и последствия экономического кризиса.
- 31. Безработица: понятие, типы, уровни, закон Оукена.
- 32. Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь.
- 33. Инфляция: определение, формы, измерение, причины и последствия.
- 34. Особенности современной инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика государства.
- 35. Деньги: возникновение, сущность, функции. Современные деньги.
- 36. Кредит: понятие, принципы, формы.
- 37. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика и ее особенности в Республике Беларусь.
- 38. Финансы: понятие, функции. Структура и принципы построения финансовой системы.
- 39. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и бюджетный долг. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств в рб.
- 40. Налог: сущность, виды, субъекты, объекты. Реформирование налоговой системы в Республике Беларусь.
- 41. Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты.
- 42. Экономический рост и его противоречия. Типы экономического роста.