12. Критерии классификации рынков. Виды рынков. Рыночная инфраструктура.
Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.
Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
Рынок ценных бумаг;
Рынок труда (рынок рабочей силы);
Рынок и валюты;
Рынок информации;
Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
По товарным группам:
Рынки товаров производственного назначения;
Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
Рынки сырья и материалов и т.д.
По географическому положению:
Местные (локальные) рынки;
Региональные рынки;
Национальный рынок;
Мировой рынок.
По субъектам или их группам:
Рынок покупателей;
Рынок продавцов;
Рынок государственных учреждений;
Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
По степени ограничения конкуренции:
Монопольный рынок;
Олигопольный рынок;
Рынок монополистической конкуренции;
Рынок совершенной конкуренции.
По уровню насыщения:
Равновесный рынок;
Дефицитный рынок;
Избыточный рынок.
По степени зрелости:
Неразвитый рынок;
Развитый рынок;
Формирующийся рынок.
По соответствию законодательству:
Легальный (официальный) рынок;
Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
По характеру продаж:
Оптовый рынок;
Розничный рынок.
По характеру ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По отраслевому признаку:
Рынок автомобилей;
Рынок нефти;
Рынок компьютерной техники и т.д.
В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:
Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.
Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.
В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.
Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.
Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.
Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:
как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:
биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
кредитная система, коммерческие банки
эмиссионная система, эмиссионные банки
система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
налоговая система и налоговая инспекция;
система страхования различных рисков и страховые компании;
специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
таможенная система;
профсоюзы работающих по найму;
коммерческо-выставочные комплексы;
система высшего и среднего экономического образования;
аудиторские компании;
консультативные (консалтинговые) компании;
общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
К основным функциям инфраструктуры рынка относят:
облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
организационное оформление рыночных отношений;
облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.
- 1. Экономическая теория как наука. Предмет и методы изучения.
- 2. Потребности и ресурсы. Труд, земля, капитал как факторы производства.
- Краткий ответ на вопрос Потребности и ресурсы
- 3. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
- Краткий ответ на вопрос
- 4. Экономическая система общества: понятие, структура, критерии классификации.
- 5. Типы и модели экономических систем. Социально-ориентированная рыночная модель белорусской экономики.
- 6. Собственность как экономическая категория. Типы и формы собственности.
- 7. Разгосударствление и приватизация собственности в Республике Беларусь.
- 8. Товарное производство. Товар и его свойства (потребительная стоимость и стоимость).
- 9. Рынок как экономическая категория: определения, условия возникновения, функции.
- Дополнительно:
- 10. Понятие рыночного механизма. Основные элементы рыночного механизма.
- 11. Понятие совершенной и несовершенной конкуренции.
- 12. Критерии классификации рынков. Виды рынков. Рыночная инфраструктура.
- 13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2010 г. И до 2015 года.
- 14. Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.
- 15. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на измене-ние предложения.
- 16. Рыночное равновесие, его модели. Отклонение от рыночного равновесия.
- 17. Основы теории потребления. Общая и предельная полезность.
- 18. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия, бюджетное ограничение, равновесие потребителя.
- 19. Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Роль малого бизнеса в экономике Республики Беларусь.
- 20. Понятие и классификация издержек. Производственные издержки: постоянные, переменные, общие, средние, предельные. Понятие себестоимости продукции и пути ее снижения.
- 21. Доходы и прибыли фирмы.
- 22. Государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования, особенности в Республике Беларусь.
- 23. Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
- 24. Рынок капитала. Ссудный процент. Инвестиции. Дисконтирование капитальной стоимости.
- 25. Рынок земли. Земельная рента. Арендная плата. Цена земли.
- 26. Ввп: понятие, методы исчисления (производственный, по доходам, по расходам).
- 27. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен. Дефлятор ввп.
- 28. Совокупное предложение и его факторы. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
- 29. Циклический характер развития экономики и его причины. Фазы цикла.
- 30. Понятие, причины и последствия экономического кризиса.
- 31. Безработица: понятие, типы, уровни, закон Оукена.
- 32. Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь.
- 33. Инфляция: определение, формы, измерение, причины и последствия.
- 34. Особенности современной инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика государства.
- 35. Деньги: возникновение, сущность, функции. Современные деньги.
- 36. Кредит: понятие, принципы, формы.
- 37. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика и ее особенности в Республике Беларусь.
- 38. Финансы: понятие, функции. Структура и принципы построения финансовой системы.
- 39. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и бюджетный долг. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств в рб.
- 40. Налог: сущность, виды, субъекты, объекты. Реформирование налоговой системы в Республике Беларусь.
- 41. Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты.
- 42. Экономический рост и его противоречия. Типы экономического роста.