logo search
АХД ШПОРЫ НОВЫЕ

41. Выявление и мобилизация резервов роста чистой прибыли.

Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции в изменении состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.

Основными факторами, влияющими на величину суммы прибыли являются: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), изменение ценреализованной продукции (работ, услуг).

Рассмотрим действия предприятия по увеличение суммы прибыли за счет снижения затрат на производство продукции. В этих действиях следует выделить две проблемы: одна связанная со стабильностью планирования; вторая с поиском резервов снижения себестоимости. Обеспечение стабильности в планировании себестоимости важно не только для подразделений плановой службы, но и для всего менеджмента предприятия, а также конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов, как основа для организации ритмичной работы всей системы управления.

Резервы повышения прибыли () за счет снижения себестоимости рассчитываются по формуле:

,

где - объем реализации продукции в плановом периоде.

Резервы () снижения себестоимости от повышения технического уровня производства и других факторов (а они учитывают снижение себестоимости от мероприятий по повышению эффективности использования основных средств, используемого сырья м материалов, сокращения излишней численности персонала, совершенствования организации труда, снижения трудоемкости и повышения производительности труда) рассчитывается на основе суммирования величины снижения затрат по каждому мероприятию плана оргтехмероприятий:

,

где - снижение себестоимости после внедрения отдельных технико-экономических мероприятий;

n – количество мероприятий.

Увеличение прибыли и рентабельности возможно не только за счет резервов снижения полной себестоимости, но и за счет изменения соотношения между ценой на реализуемую продукцию и переменными затратами. Маржинальный анализ позволяет определить прибыль на базе сумм покрытия, величины, получаемой после вычета переменных издержек продукта из объема реализации. Сумма покрытия состоит из постоянных издержек и прибыли и является промежуточным результатом деятельности предприятия. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.