logo
АХД ШПОРЫ НОВЫЕ

34. Общая схема анализа уровня и динамики доходности предприятия .

Как экономические категории прибыль характеризует конечные финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, возможностей удовлетворения интересов инвестора.

Убыток, формирующийся как превышение расходов над доходами, является обстоятельством, уменьшающим величину собственного капитала.

В составе прибыли за отчетный период() учитывается прибыль отвсех видов деятельности. Прибыль за отчетный период включает:

Прибыль от обычных видов деятельности ,исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налогов иотчислений, уплачиваемых из выручки от реализации и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложенияопределяется как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от основной деятельности, финансовых и других доходов (прибылей), финансовых и других расходов (убытков);

прибыль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы ()

прибыль, отражающую внереализационные доходы и расходы(), т.е. результаты внереализационных операций.(штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;)

прибыль от чрезвычайной деятельности ().

Прибыль за отчетный период равна: =+++,

В процессе анализа можно использовать :

валовую прибыль (), представляющую собой выруч­ку от реализации за вычетом себестоимости продукции.

чистую прибыль до налогообложения -, (EBT);. Это валовая прибыль, уменьшенная на величину расходов, непосредственно не связанных с выпуском продукции (налоги);

чистую прибыль после налогообложения -. Понятие чистой прибыли после налогообложения составляет прибыль, остающуюся в распоря­жении предприятия;

нераспределенную прибыль . Нераспределенная прибыль (с начала ее формирования) представляет собой прибыль предприятия за вычетом различных убытков, выплат по дивидендам и прибыли, трансформированной в авансированный (вложенный) капитал.

операционную прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль .

Анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, прибыль за отчетный период анализируют по ее составным элемен­там, главным из которых является прибыль от обычных видов деятельности. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на отдельные виды товарной продукции, изменения объема и структуры реализации, изменения уровня цен на реализованную продукцию. Наряду с этим проводится анализ изменения прибыли отражающие операционные и внереализационные доходы и расходы.

35. Анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

П = ∑[VРПобщi × Удi × (ЦiCi)].

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.