logo search
Шпоры к ГОСам 2012

Экономика предприятия

1. Предприятиеэто самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного гос-ва и подчиняющаяся законам данного гос-ва.  

Админ-вная и эк-кая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.

Основными характерными чертами предприятия являются произ-но-тех-кое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Внутренняя и внешняя среда предприятия. Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. 

  

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:  микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики мат.-техн.ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, гос-е органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании, контактные аудитории и макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демограф-кую, научно-тех-кую, экон-кую, экол-кую, пол-кую и международную среду.  Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. 

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: - потребительском;  - производителей; - промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;  - государственных учреждений; - международном. 

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику. 

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). 

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. 

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. 

Научно-технич фак-ы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации пром-ного произ-ва. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное произ-во, а также внедрение новой техники в народное хоз-во. Происходит обновление мат-но-тех-кой базы промышленных предприятий, растет производ-сть труда повышается эффективность производства. 

Экон-кие фак-ы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного произ-ва, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др. 

Экол-кие фак-ы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение гос-го контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров. 

Полит-кие фак-ы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли. 

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. 

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные. (рис. 1.)

Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегичес­кого планирования.

2. Типы предприятий: по формам собственности, по организационно-правовым формам. После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юр-е лицо - это орг-я, которая  обладает 4 характерными признаками: - имеет обособленное имущество; - отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юр-ое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; - имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;

- может являться истцом и ответчиком в суде. Юр-кое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации.

Ком-кие  орг-ции имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Неком-кие орг-ции не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

Предприятие может принадлежать к различным формам собственности. Законодательство допускает существование следующих форм собственности: частная собственность; гос-я собственность; собственность общественных организаций и объединений; смешанная собственность; соб-ть совместных предприятий.

Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять комм-ю деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп: - производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохоз-ю, строит-ю продукцию; - предприятия, производящие услуги за плату. - предприятия, занятые посредничеством и инновациями; - предприятия, занятые сдачей в пользование имущества.

Организационно- правовые формы хозяйствования. Коммерч-е предприятия согласно российск-му законодательству могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, в форме унитарных предприятий и производственных кооперативов.

Хозяйственные товарищества и общества (ХТ и ХО)- это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное и произведенное в процессе деятельности товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности. Хоз-е тов-а и общества имеют много общих черт, основное же их различие состоит в том, что тов-во – это объединение лиц, а об-во – это объединение капиталов.

ХТ - могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Основным документом, определяющим принципы деятельности хозяйственного товарищества, является учредительный договор. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.

Члены хозяйственного товарищества имеют право участвовать в управлении делами товарищества, принимать участие в деятельности товарищества. Полученная прибыль делится между совладельцами пропорционально долям в складочном капитале. В случае ликвидации товарищества его участники получают часть имущества, оставшуюся после расчетов с кредиторами.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

В полном тов-е все участники равны в своих правах и обязательствах по делам созданной ими фирмы. При неудаче они рискуют собственным имуществом. Полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность. Солидарная ответственность означает, что отвечают все, независимо от того, на кого обращено взыскание. Субсидиарная ответственность означает то, что если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, товарищи отвечают лично принадлежащим им имуществом пропорционально вкладам.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Вкладчики имеют право на долю прибыли, пропорциональную их вкладу. Предприятия, созданные в форме товариществ имеют ряд преимуществ: - возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки; - каждый полный товарищ имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими; - полные товарищества наиболее привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества; -дополнительным преимуществом товарищества на вере является то, что для увеличения своего капитала они могут привлечь средства вкладчиков.

Недостатки: · между полными тов-ми должны быть доверительные отношения; · каждый член тов-ва несет полную и солидарную неограниченную ответ-сть по обязательствам этой орган-и, т.е. в случае банкротства каждый член отвечает не только вкладом, но и личным имуществом; · тов-во не может быть  создано одним участником.

Такая организационно-правовая форма, как полное товарищество, в практике российского предпринимательства почти не встречается. Она непопулярна среди предпринимателей, потому что не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества. При этом государство не предоставляет никаких привилегий для товариществ.

ХО могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. ООО признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Для текущего управления деятельностью общества создается исполнительный орган, который может быть избран также и не из числа его участников. ООО является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества.

Преимущества ООО: - возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки; - может быть создано 1 лицом; · в деятельности могут участвовать как юрид. так и физ.лица, причем как коммерческие, так и некоммерческие; - члены об-ва несут ограниченную ответ-ть по обязательствам общества.

Недостатки: · уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством; - общество не очень привлекательно для кредиторов, так как его члены несут ограниченную ответственность; - число участников ООО не должно превышать пятидесяти.

Об-во с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от ООО тем, что его участники несут ответственность по обязательствам об-ва своим имуществом в размере кратном стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными участниками. Отличие от полного тов-ва в том, что размер ответственности ограничен. Ответственность может. Все перечисленные выше организационно-хозяйственные формы характерны для небольших по размерам предприятий. Для крупных производств требуется другая форма привлечения капитала, которая бы обеспечивала стабильное функционирование общества. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в форме АО.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,  связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО может быть открытого и закрытого типа. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. АО акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Акционеры не могут прямо контролировать операции АО. Они выбирают совет директоров, который руководит хозяйственной деятельностью АО с целью извлечения прибыли в пользу акционеров. Высшим органом управления является общее собрание его акционеров. Прибыль, приходящаяся на акцию, называется дивидендом.

Преимущества АО: · гарантия от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен; - возможность сконцентрировать большой капитал; -- возможность быстрого отчуждения акций, что дает возможность почти мгновенного перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой; - ограниченная ответственность акционеров (в пределах своих акций) в случае банкротства общества. К недостаткам можно отнести отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении АО, так как для реального контроля надо иметь не менее 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетентности в его использовании.

Производственные кооперативы (ПК) – это добровольное объединение граждан для совместной производ-й или хозяй-й деятельности, основанное на личном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов. Основным отличием производ-го кооператива от товар-в и общ-в заключается в том, что он основан на добровольном объединении физ. лиц – граждан, которые не являются индивид-ми предпринимателями, но участвуют в деятельности кооператива личным трудом. Соответственно этому каждый член кооператива имеет один голос в управлении его делами, независимо от размеров своего имущественного вклада. Полученная в кооперативе прибыль распределяется с учетом их трудового участия членов кооператива. Членов кооператива должно быть не менее пяти человек;

Преимущества ПК: - прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создает заинтересованность членов кооператива в добросовестном отношении к труду; - закон-во не ограничивает число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физ. лиц при вступлении в кооператив; · равные права всех членов, т.к. каждый из них имеет только один голос.

Основные недостатки кооператива: - число членов кооператива должно быть не меньше пяти, что ограничивает возможности по их созданию; - каждый член несет ограниченную ответственность по долгам кооператива.

В форме унитарных предприятий (УП) могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарное предприятие имеет ряд особенностей:- собственником имущества остается учредитель, т.е. государство; -  имущество унитарного предприятия неделимо, т.е. ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками унитарного предприятия; - во главе предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником имущества.

УП подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; УП, основанные на праве оперативного управления.

Право хоз-ного ведения – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. 

Право опер-го управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хоз-ного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.

Объединения предприятий.  На практике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели (К), синдикаты (С), пулы (П), тресты (Т), концерны (Кон), промышленные холдинги (ПХ), финансовые группы (ФПГ).

К представляет собой объединение, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для К характерно наличие следующих признаков: • договорной характер объединения; • сохранение права собственности участников К на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, фин. и юр. самостоятельность; • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

С разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

К объединениям картельного типа относятся также пулы. П называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников П поступают в «общий котел», а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.

Т представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Кон. – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Кон. обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан. Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией Х.

Х представляет собой «держательскую» компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Х структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

В  экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют ФПГ. ФПГ – хоз. объед-ние предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности. ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. ФПГ представляет собой финансово-индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей.