logo
Шпоры к ГОСам 2012

67. Городские улицы и дороги: назначение, элементы городских улиц, инженерные коммуникации

У́лица - элемент дорожной инфраструктуры. Обычно два ряда домов и пространство между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия, а может быть покрыта каким-либо прочным материалом. В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт.

Одним из формальных отличий улиц от дорог является наличие тротуаров. На самом деле, многие улицы, даже в крупных городах, не имеют тротуаров, либо пешеходные дорожки не являются элементом улицы. Кроме того, по улицам часто проходят трамвайные рельсы, посередине бывают высажены деревья, что редко встречается на дорогах.

В отличие от дороги, которая предназначена для движения в определенный пункт назначения, улица может заканчиваться тупиком. Часто улица имеет один ряд домов, с другой стороны может быть парк, берег реки, пустырь. Часть улицы может быть вообще свободна от строений.

Классификация улиц. Улицы классифицируются по их функциональному назначению: Городские улицы, Магистральная улица общегородского значения; Магистральная улица районного значения; Улица местного значения, Межквартальная улица; Внутриквартальная улица; Жилая улица; Трамвайно-пешеходная улица; Пешеходная улица, Поселковые и сельские улицы, Главные улицы; Жилые улицы; Проезды.

Каждая улица имеет свой поперечный профиль. Его вид зависит от категории улицы, значения города, в котором она расположена, размера города, количества населения, рельефа территории, климатических и гидрогеологических условий, характера застройки, видов, размеров и направления городского движения, способа отвода дождевых и поверхностных вод, наличия и размещения подземных сооружений, наличия линий электропередач и связи, и многих других факторов.

Типы улиц: Собственно улица; Бульвар — улица со скамейками, газонами и аллеями, предназначенными для пешеходного движения и кратковременного отдыха; Магистраль — главная широкая улица с интенсивным транспортным движением; Набережная — улица вдоль реки или другого крупного водоёма; Переулок — небольшая улица между двумя крупными улицами; Проспект — прямая, длинная и широкая улица в городе, обычно осаженная зеленью; Шоссе — магистральная улица, направленная на выезд из города, либо сохранившийся в городской черте участок старинной внегородской дороги. В начале XX века — любая асфальтированная дорога.

Также существуют и другие типы улиц: луч, спуск, съезд, проезд, тупик, проулок, аллея, вал, линия, перспектива, дорога, взвоз, тракт, разъезд, площадь. Кроме того, к уличным образованиям относят следующие типы: парк (сад, бор), сквер, мост, просека (просек), дорожка, станция, роща. Однако, названия улиц и их типы весьма условны.

Планирование улиц. Планированием и проектированием, реконструкцией улиц, а также созданием уличной сети занимаются архитектурно-планировочные мастерские. Улицы, площади, перекрёстки и все сооружения на них намечаются при составлении генеральных планов населённых мест.

Каждая улица имеет красные линии, определяющие ширину улицы и размещение на ней зданий и сооружений.

Названия улиц. Названия улиц изучают историко-лингвистические дисциплины топонимика, ономастика и другие

Дорожные элементы городских улиц

Однако этим не исчерпываются требования к городским улицам и дорогам. В проектах предусматривают благоустройство улиц и дорог: освещение, озеленение и т. д.

Одним из важнейших вопросов, связанных с проектированием улиц и дорог, является организация стока поверхностных (дождевых и талых) вод.

Проектирование городских улиц и дорог является сложным комплексным проектированием всех элементов улиц и дорог в их обшей связи.

Основными элементами проекта собственно городской улицы или дороги являются план, продольный профиль, поперечные профили и конструкции дорожных одежд.

Проектирование плана улицы или дороги осуществляют в соответствии с разработанным в архитектурно-планировочном задании поперечным профилем (разрезом) улицы, определяющим принципы планировки и композиции элементов проектируемой улицы или дороги.

Проектирование плана заключается в точном установлении взаимного расположения всех элементов улицы: проезжей части, тротуаров, зеленых насаждений, а при необходимости — трамвайного полотна, велодорожки, разделительных полос и т. д. Так как на протяжении улицы имеются пересечения с поперечными улицами— перекрестки, а также въезды и выезды на прилегающие территории, при проектировании устанавливают сочетания элементов проектируемой улицы с элементами пересекающих ее улиц, разрывы в разделительных полосах и зеленых насаждениях.

Одновременно устанавливают элементы благоустройства и оборудования улиц, в частности расположение опор и мачт наружного освещения, контактной сети городского электротранспорта и различных указателей движения.

68. Строительство и ремонт городских дорог. Понятие «дорога» приводится в статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог установлены статьей 11 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

«1. Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом приемки дороги. Акт приемки дороги выдается комиссией, назначаемой федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, на основании результатов проведенных в установленном порядке контрольных осмотров, обследований и испытаний.

2. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства — на исполнителя работ.

3. При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения».

В соответствии со статьей 4 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1999 года №4092-II ГД «О проекте федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» определены виды автомобильных дорог:

«1. Автомобильные дороги по субъектам права собственности на них подразделяются на: автомобильные дороги, находящиеся в собственности РФ автомобильные дороги, находящиеся в собственности субъектов РФ; автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности; автомобильные дороги, находящиеся в собственности юридических лиц.

2. Автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации, в зависимости от их функционального назначения подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и специального пользования. Автомобильные дороги специального пользования находятся в ведении отдельных министерств, ведомств или организаций и используются их владельцами для собственных нужд.

3. Находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ автомобильные дороги в порядке, установленном Правительством РФ, могут быть отнесены к автомобильным дорогам оборонного значения.

4. В зависимости от роли автомобильных дорог в дорожной сети, их функционального назначения, эксплуатационных характеристик, геометрических параметров, а также условий дорожного движения автомобильные дороги подлежат технической и функциональной классификации в порядке, установленном Правительством РФ».

Федеральные и областные дороги находятся в собственности государства, в распоряжении федеральных органов власти или региональных администраций.

Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

В бюджете закладываются денежные средства на текущий и капитальный ремонт дорог, их содержание. Распоряжаться такими денежными средствами имеют право исполнительные органы власти, региональные управления автомобильными дорогами, которые привлекают подрядные организации для ремонтных работ, а сами выступают в роли заказчиков.

В случае если строительная организация уже зарекомендовала себя добросовестным исполнителем по строительству и ремонту дорог, то бюджетные средства могут быть направлены такому подрядчику «напрямую».

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

Подрядные работы это работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительство и ремонт дорог, в том числе монтажные работы, а также другие виды работ, предусмотренные договором на строительство.

Правовое положение договора строительного подряда, как мы уже отмечали, регулируется статьями 740 — 757 ГК РФ.

Статьей 706 ГК РФ предусмотрено право подрядчика привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В таком случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Привлечение субподрядчиков возможно, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.

Заметим, что в связи с тем, что строительство дорог приравнивается к строительству зданий и сооружений II уровня ответственности, эта деятельность до 1 января 2007 года подлежала лицензированию, однако после указанной даты, как мы уже не раз отмечали, лицензирование в сфере строительства отменено.

О том, как правильно отразить в учете операции по списанию оставшейся части лицензии, мы рассказали читателю в разделе 2 «Лицензирование строительной деятельности» настоящей книги.

Немаловажное значение при строительстве дорог имеет сертификация дорожных строительных материалов и техники.

Иначе говоря, материалы и оборудование, используемые подрядчиком, должны соответствовать определенным предъявляемым к ним требованиям, то есть иметь сертификаты:

· качества;

· безопасности;

· технические паспорта при установке определенного оборудования. Отсутствие данных документов может повлечь не только определенные последствия для качества проведенных работ, но и создать небезопасные условия работы механизмов и агрегатов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

В случае использования техники или дорожных строительных материалов при строительстве или ремонте дорог подрядчик обязан передать заказчику его принадлежности, включая технические паспорта, сертификаты качества и безопасности и гигиенические сертификаты.

На основании статьи 2 Закона о техническом регулировании, сертификация — это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Цели, для достижения которых может производиться подтверждение соответствия, приведены в статье 18 Закона о техническом регулировании.

Бухгалтерский и налоговый учет средств на строительство и ремонт дорог.

Особенностью строительных организаций, которые занимаются строительством и ремонтом дорог общего пользования является то, что средства на строительство и ремонт дорог поступают от бюджетов разных уровней.

Такое финансирование осуществляется на основании сметы, утвержденной Заказчиком (Администрацией), которая и является основанием для определения договорной цены.

При осуществлении строительства и ремонта, дорог возможны две ситуации:

1) полученные денежные средства являются целевыми;

2) полученные денежные средства не являются целевыми.

Расходы на текущий ремонт, капитальный ремонт дорог, а также строительство дорог и их содержание закладываются в бюджете. Федеральные, региональные и местные дороги находятся в распоряжение федеральных органов власти или региональных и местных администраций. Получателями бюджетных средств, предназначенных для текущего и капитального ремонта дорог, их строительства и содержания, являются в основном исполнительные органы власти — это федеральные или региональные управления дорогами, которые выступают в роли заказчиков. Для строительства дорог, их текущего и капитального ремонта заказчики привлекают подрядчиков.

Для подрядных организаций бюджетные средства, полученные от федерального или регионального управления дорогами, не считаются целевым финансированием. Это вытекает из статьи 39 НК РФ, согласно которой:

«Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе».

Так как подрядчик выполняет работы для заказчика на платной основе, то эти бюджетные средства, полученные, от заказчика в оплату этих работ следует считать выручкой за выполнение работ по строительству или ремонту, так как в данном случае имеет передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.

Таким образом, бюджетные средства, полученные подрядчиком от исполнительного органа власти (федерального или регионального управления дорогами), рассматриваются как выручка от реализации работ, которая является объектом налогообложения по налогу на прибыль и по НДС.

69. Обезвреживание ТБО: методы, техника и технологии. Удаление и обезвреживание твердых бытовых отходов (ТБО) - наиболее значимый для города неблагоприятный экологический фактор, важнейший показатель санитарного благополучия населения, общественной гигиены.

Среди методов ликвидации отходов в настоящее время первое место принадлежит полигонам твердых бытовых отходов, на которые вывозят порядка 90-95% отходов (сжигание составляет не выше 10%). При этом сложилось устойчивое мнение: будь-то бы, если ТБО складируются, то тем самым они обезвреживаются. Это далеко от истины. Полигоны – мины замедленного действия, которые будут действовать десятки лет, нанося огромный экологический и социальный ущерб природной среде и, тем самым, населению.

По результатам работ различных авторов, исследовавших все аспекты размещения ТБО на полигонах, отмечается не только сильное поверхностное загрязнение почв на больших территориях, но и подземных вод и грунтов до глубин более 20 м. При этом установлено, что воды фильтратов являются также источником загрязнения поверхностных вод по: Fe, Ba, Cr, P, Ti, Ni, нитратам, аммонию, Cl от 2 до 100 ПДК. Кроме того, в состав загрязняющих компонентов при многократном превышении ПДК входят: Co, W, Mo, V, Zr, Pb, Bi, Zn, Li, Sr и т. д. Воды эти токсичны для живых организмов.

Вблизи полигона ТБО располагаются и эксплуатируются артезианские водонапорные скважины из горизонтов, испытывающих постоянное загрязнение фильтратами полигона.

Помимо этого на природную среду оказывает влияние выделение биогаза – метана, кислорода, углекислого газа, содержание которых может составлять десятки процентов. Эти величины превышают санитарные нормы и могут вызвать удушье человека. Биохимическое разложение и химическое окисление материала свалки может сопровождаться образованием очагов выделения тепла с повышением температур до 75°С, т. е. возможно самовозгорание отходов. Гниение материала ТБО сопровождается распространением запаха на расстояние более 1 км.

Вторым направлением утилизации ТБО является переработка в органическое удобрение. Из известных методов переработки наиболее эффективным и гигиеничным на сегодняшний день является метод биопереработки во вращающихся цилиндрических барабанах. Процесс происходит в полной изоляции от человека.

Трудность осуществления данного метода состоит в необходимости сложной сортировки и предварительной переработки ТБО, т. к. в России отсутствует система целевого сбора отсортированного и незагрязненного вторичного сырья у населения, что влечет за собой необходимость строительства дополнительного завода по сортировке мусора для разделения и сбора вторичного сырья: пленка, бумага, черные и цветные металлы, стекло.

К сожалению, из-за низкой экологической культуры населения в бытовые отходы попадают краски, батарейки, люминисцентные лампы и многое другое, что может привести к перенасыщению компоста тяжелыми металлами и вредными компонентами.

В связи с этим в работе предлагается метод безотходной утилизации ТБО. Суть предлагаемого решения сводится к проведению ряда технологических стадий переработки органических отходов в зависимости от агрегатного состояния. Твердые органические отходы в смеси с окисью кальция переводятся в карбид кальция. Жидкие и газообразные отходы превращаются в синтетические нефтепродукты путем пропускания их через карбид кальция в сверхкритических для ацетилена условиях T>=500°C и P>=0,2МПа и последующей конденсацией и сепарацией полученных продуктов.

Новизна этого решения состоит в осуществлении последовательных вышеназванных химико-технологических стадий превращения отходов в ценное энергетическое сырье. При этом глубина утилизации достигает 90% и более.

Ожидаемые научные результаты сводятся к существенной корректировке наших знаний о гидролизе ионных карбидов. Принято считать, что при взаимодействии карбида кальция с водой образуется ацетилен. Ацетилен является неустойчивым газом, так нагретый до 500°C ацетилен взрывается (без кислорода или другого окислителя) при P=500°C и P>=0,2 МПа, то в этих условиях ацетилен существовать, а следовательно, образовываться не может.

Но и карбид кальция в присутствии воды существовать не может. Условий выше критического для ацетилена бесконечно много. Схематично этот процесс можно записать в следующем виде:

CaC2+H2OCaO+CH4(газ)

CaC2+H2OCaO+CH3(газоконденсат)

CaC2+H2OCaO+CH2(нефть)

CaC2+H2O CaO+CH(графит)

Таким образом, опытным путем доказано, что воду можно перевести в любой из вышеупомянутых продуктов. Все дело в экономической целесообразности.

Кроме того, это решение может найти практическое применение в областях и районах экологического бедствия, поскольку предлагается ликвидация любых органических сбросов путем перевода их в углеводороды нефтяного ряда.

Схема переработки: твердые органические отходы, отсортированные от металла и минеральных веществ, переводятся в карбид кальция, который в дальнейшем используется для утилизации ядовитых газообразных и жидких сбросов.

Положительный баланс в энергозатратах осуществляется в основном за счет: замены кокса или антрацита бросовым углеродом (мусором); использования для гидролиза CaC2 ядовитых отходов (сбросов), богатых органическими веществами, что снижает расход CaC2 на единицу продукции; исключения футеровки стенок установки огнеупорными графитовыми блоками.

Использование предлагаемого способа переработки мусора позволяет не только утилизовывать бытовые отходы, но и получать ценные углеводороды нефтяного ряда, вследствие чего значительно сократятся расходы на переработку мусора и, в конечном счете, приведет к экономии энергетических ресурсов.

70. Городское зеленое хозяйство: состав, значение, классификация зеленых насаждений, эксплуатация и ремонт, машины и механизмы. Город. зеленое хозяйство – это основа обеспечения эколог. безопасности и здоровья населения. В состав работ в город. зеленом хозяйстве включают организацию объектов садово-паркового строительства, нормативы по размещению деревьев и кустарников, создание и уход за древесными и кустарниковыми насаждениями, создание, эксплуатация, ремонт газонов.

Зеленые насаждения - деревья, кустарники, расположенные на муниц-х землях, в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и находятся в собственности города.

Парки, сады, скверы, бульвары, пешеходные аллеи, газоны и цветники находятся в ведении уполномоченного органа Администрации города. Отдельные участки парков, садов, скверов, бульваров, пешеходных аллей могут быть переданы во временное пользование или аренду без права выкупа, субаренды с целью размещения некапитальных (временных) объектов рекреационной, социальной и культурно - бытовой инфраструктуры.

При передаче во временное пользование, аренду озелененных территорий общего пользования должно обеспечиваться сохранение зеленых насаждений. К пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений.

Озелененные территории ограниченного пользования (внутри жилой застройки), расположенные на территориях, используемых гражданами и юрид. лицами для размещения объектов жилой и общественной застройки, могут предоставляться в аренду и пользование с правом выкупа, субаренды, залога в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, переданных в собственность граждан и юридических лиц, принадлежат им на праве собственности. Владение, пользование и распоряжение указанными зелеными насаждениями осуществляются собственником с обязательным учетом требований по защите зеленых насаждений.

Не допускаются: - произвольная посадка деревьев, кустарников, устройство огородов; - стоянка транспортных средств на газонах и других участках с зелеными насаждениями; - касание ветвей деревьев токонесущих проводов, закрытие ими указателей улиц и номерных знаков домов; - побелка и покраска стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах, улицах и дворовых территориях.