43. Контроль как функции менеджмента: сущность, области и виды задач, эффективность
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей предприятий. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления в менеджменте туризма. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в туристской организации. Это обстоятельство станет более понятным после ознакомления с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.
Поведенческие аспекты контроля
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры в сфере городского хозяйства часто намеренно делают процесс контроля явно видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.
К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.
Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.
Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
- Экономика предприятия
- 3.Имущество предприятия: понятие, состав, источники формирования
- 12. Использование оборотных средств: показатели эффективности
- Функциональная структура управления. Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки:
- Матричная структуры управления.
- Преимущества и недостатки:
- 16. Трудовые ресурсы предприятия: рынок труда, планирование и подбор кадров, классификация работников по различным признакам.
- 17. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия: нормирование, производительность и мотивация труда.
- 18. Организация оплаты труда на предприятии: формы и системы оплаты труда, бестарифная система оплаты труда.
- 19. Планирование на предприятии: принципы, методы, этапы, классификация планов.
- 22. Факторы развития предприятия
- 24.Издержкипроизводства и реализации продукции: понятие, состав, классификация по признакам
- 25. Планирование себестоимости (с/с) продукции: экономическая сущность с/с, значение, факторы, калькулирование с/с.
- 27. Банкротство (б), реорганизация и ликвидация предприятия: экспресс-диагностика, оценка структуры баланса, государственное регулирование
- 31. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия: предмет анализа, содержание, задачи, методы, информационное обеспечение.
- 32. Анализ использования основных производственных фондов: состояние и движение, показатели
- 35. Анализ с/с продукции: структура и классификация затрат, основные факторы
- 39. Развитие менеджмента как науки: школы менеджмента, представители.
- 42. Мотивация как функция менеджмента.
- 43. Контроль как функции менеджмента: сущность, области и виды задач, эффективность
- 44. Коммуникации в организации: значение, содержание, типы коммуникационных сетей
- 46. Лидерство как способность вести за собой людей для достижения целей.
- 51. Маркетинговое исследование
- 52. Сегментирование рынка: методы, критерии, выбор целевых сегментов
- 54. Система цен и их классификация
- 57. Денежные потоки инвестиционных проектов: понятие, виды, состав, дисконтирование
- 58. Инвестиционный проект: понятие, жизненный цикл , виды и принципы оценки эффективности, организационно- экономический механизм реализации
- 59. Состав и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
- 62. Городское хозяйство: содержание, состав, особенности организации
- 66. Благоустройство городов
- 67. Городские улицы и дороги: назначение, элементы городских улиц, инженерные коммуникации
- 71. Системы уличного освещения
- Водопотребление в городе.
- 75. Энергоснабжение городов: понятие энергетики города, роль, значение, энергетический баланс, энергетическая политика.
- 79. Система электроснабжения города
- 83. Грузовые автомобильные перевозки в городах: классификация и характеристика грузовых перевозок.
- 88. Экономические основы эксплуатации жилищного фонда.