39. Развитие менеджмента как науки: школы менеджмента, представители.
Рассматривая развитие управления выделяется несколько периодов:
1) период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления, как особой сферы деятельности был Сократ. Он проанализировал различные формы управления и провозгласил принцип универсальности управления. Платон доказал, что деятельность по управлению является важным элементом в системе жизнеобеспечения общества.
2) индустриальный период – А. Смит, как специалист в области управления, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государства. Роберт Оуэн – идею гуманизации управления производства, признание необходимости обучения, улучшение условий труда и быта.
Бэббидж разработал проект аналитической машины(прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно).
3)период систематизации научно – практических знаний.
Основные школы управления:
1) Школа научного управления (Тейлор, Гилбред, Гант): использовали научный анализ для определения лучших способов выполнения задачи, отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения, обеспечение работников ресурсами для эффективного выполнения их задач, систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда, отделение плановой и организационной работы от производственной.
2)Классическая школа управления (А. Файоль): развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организации.
3)Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук: применение приемов управления к межличностным отношениям для повышения степени удовлетворения работников и роста производительности труда, применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации так, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии со своим потенциалом.
4)Школа науки управления: углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, развитие методов, помогающих принимать руководителям решения в сложных ситуациях.
Современные подходы к управлению:
1) Процессный подход рассматривает управление, как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Функции процессного подхода:
а) прогнозирование представляет собой процесс выработки сценариев возможных ситуаций в будущем. Чаще всего будущее можно описать с требуемой степенью вероятности: - на базе статистических данных за предшествующие периоды; - с помощью экономико –математических моделей;
-с помощью экспертных оценок.
б)планирование – процесс разработки планов развития, а также комплекса практических мер по их выполнению;
в)мотивация в управлении –процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации;
г)контроль – процесс, обеспечивающий организацией действительное достижение своих целей.
Функции управления имеют 2 общие характеристики:
- все они требуют принятия решений;
-для выполнения всех функций необходима коммуникация.
2) Системный подход – подчеркивается , что руководитель должен рассматривать организацию, как совокупность взаимозависимых элементов: люди, структура, задачи, технология, которые ориентируют на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Системный подход – это способ мышления, по отношению к организации и управлению. Система - это совокупность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свои характеристики в целостность.
-вход (поставщики, ресурсы, среда)
-процесс (технология, условия труда, режим работы)
-выход (потребитель, готовая продукция, прибыль).
3)Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом является метод, который более всего соответствует данной конкретной ситуации.
Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств. Это способ решения организационных проблем.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. набор конкретных обстоятельств, более всего влияющих на ситуацию в данное время.
Методология ситуационного подхода может быть представлена по 4 позициям:
1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления
2) каждая методика и концепция имеет сильные и слабые стороны, руководитель должен предвидеть положительные и отрицательные последствия
3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию
4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, которые бы вызывали наименьший отрицательный эффект и имели бы наиболее эффективное достижение.
40. Уровни управления и принципы менеджмента. Большинство предприятий имеет три уровня управления: верхний, средний и нижний.
Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции:
Планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низших уровней. Управляющий среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. Уровни управления:
Институциональный уровень-Управление высшего звена. Управленческий уровень -Управление среднего звена. Технический уровень-Управление низового звена
Высший уровень управления организацией может быть представлен ректором, президентом, председателем Совета директоров, вице-президентом.
Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, отвечают за доведение детальных заданий до подразделений, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, начальники функциональных отделов.
Низший уровень управления представлен младшими начальниками, находящимися непосредственно над рабочими и другими работниками. Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до исполнителей.
Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях.
В менеджменте можно выделить следующие основополагающие принципы:
-принцип хамелеона;
-необходимость управлять всеми функциями организации;
-разделение управления на три уровня;
-повышение эффективности.
По мнению Анри Файоля, автора административной доктрины, опубликованной в «Учении об управлении»(1916г.), основными общими принципами администрирования являются:
1) разделение труда;
2) полномочия и ответственность;
3) дисциплина;
4) единоначалие;
5) единство руководства;
6) подчинение личных интересов общим;
7) вознаграждение труда;
8) централизация;
9) иерархия;
10) порядок;
11) справедливость;
12) устойчивость персонала;
13) инициатива;
14) корпоративный дух.
На других принципах делают акцент американские специалисты М, Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури (1996г.).
Менеджмент-это творчество, основанное на определенных принципах.
1.Принцип единоначалия.
2.Принцип мотивации.
3.Принцип лидерства.
4.Принцип научности.
5.Принцип ответственности.
6.Принцип правильного подбора и расстановки кадров.
7.Принцип экономичности
8.Принцип обеспечения обратной связи.
41. Методы и стили управления. Известны четыре основных подхода, сторонники которых внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: подход с точки зрения различных научных школ, процессный, ситуационный и системный подходы. Процессный подход рассматривает управление как непрерывное выполнение серии взаимосвязанных управленческих функций.
Обзор современной литературы позволяет вывить следующие функции управления : прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров, заключение сделок.
Функции управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений; для выполнения всех функций необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Эти две характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость. Коммуникации и принятие решений называют связующими процессами.
Ситуационный подход основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Методологию ситуационного подхода можно представить следующим образом.
1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.
2.Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные от применения конкретных методик и концепций.
3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, тем самым обеспечивая достижение целей организации наиболее эффективным образом в существующих условиях.
Системный подход. В рамках системного подхода руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Конкретно к организациям (предприятиям) системный подход представлен в следующей интерпретации:
Системный подход к управлению характеризуется одновременным комплексным, всесторонним рассмотрением предмета изучения. При этом изучаемое понятие представляется в виде следующей неразрывной триады:
- Экономика предприятия
- 3.Имущество предприятия: понятие, состав, источники формирования
- 12. Использование оборотных средств: показатели эффективности
- Функциональная структура управления. Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки:
- Матричная структуры управления.
- Преимущества и недостатки:
- 16. Трудовые ресурсы предприятия: рынок труда, планирование и подбор кадров, классификация работников по различным признакам.
- 17. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия: нормирование, производительность и мотивация труда.
- 18. Организация оплаты труда на предприятии: формы и системы оплаты труда, бестарифная система оплаты труда.
- 19. Планирование на предприятии: принципы, методы, этапы, классификация планов.
- 22. Факторы развития предприятия
- 24.Издержкипроизводства и реализации продукции: понятие, состав, классификация по признакам
- 25. Планирование себестоимости (с/с) продукции: экономическая сущность с/с, значение, факторы, калькулирование с/с.
- 27. Банкротство (б), реорганизация и ликвидация предприятия: экспресс-диагностика, оценка структуры баланса, государственное регулирование
- 31. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия: предмет анализа, содержание, задачи, методы, информационное обеспечение.
- 32. Анализ использования основных производственных фондов: состояние и движение, показатели
- 35. Анализ с/с продукции: структура и классификация затрат, основные факторы
- 39. Развитие менеджмента как науки: школы менеджмента, представители.
- 42. Мотивация как функция менеджмента.
- 43. Контроль как функции менеджмента: сущность, области и виды задач, эффективность
- 44. Коммуникации в организации: значение, содержание, типы коммуникационных сетей
- 46. Лидерство как способность вести за собой людей для достижения целей.
- 51. Маркетинговое исследование
- 52. Сегментирование рынка: методы, критерии, выбор целевых сегментов
- 54. Система цен и их классификация
- 57. Денежные потоки инвестиционных проектов: понятие, виды, состав, дисконтирование
- 58. Инвестиционный проект: понятие, жизненный цикл , виды и принципы оценки эффективности, организационно- экономический механизм реализации
- 59. Состав и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
- 62. Городское хозяйство: содержание, состав, особенности организации
- 66. Благоустройство городов
- 67. Городские улицы и дороги: назначение, элементы городских улиц, инженерные коммуникации
- 71. Системы уличного освещения
- Водопотребление в городе.
- 75. Энергоснабжение городов: понятие энергетики города, роль, значение, энергетический баланс, энергетическая политика.
- 79. Система электроснабжения города
- 83. Грузовые автомобильные перевозки в городах: классификация и характеристика грузовых перевозок.
- 88. Экономические основы эксплуатации жилищного фонда.