logo
Шпоры к ГОСам 2012

27. Банкротство (б), реорганизация и ликвидация предприятия: экспресс-диагностика, оценка структуры баланса, государственное регулирование

Одна из целей анализа финансового состояния – своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Б. связано с неплатежеспособностью предприятия, т.е. с таким его состоянием, при котором оно не может погашать свои обязательства. При этом неплатежеспособность предшествует банкротству предприятия.

Б. – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный) и во внебюджетные Фонды в порядке и на условиях, установленных законом. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Юр. лицо считается неспособным удовлетворить требование кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Состав и размер обязательств и обязанностей по обязательным платежам определяются на момент подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом.

В состав денежных обязательств включаются: - задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги; - суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.

Не учитываются обязательства: - перед гражданами за причинение вреда жизни и здоровью; - перед учредителями (участниками) должника; - неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства.

Арбитражным судом принимается заявление о признании должника банкротом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500, а к должнику-гражданину не менее 100 МРОТ и указанные требования не удовлетворены должником в течение трех месяцев.

Б. может быть преднамеренным или фиктивным. Фиктивное Б. представляет собой ситуацию, когда у должника при подаче заявления в арбитражный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, что делается обычно с целью получения от кредиторов отсрочки платежей или скидки с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Преднамеренное Б. возникает по вине учредителей (участников) должника и иных лиц, в том числе руководителя предприятия, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Такое происходит, когда руководитель или собственник в личных или в чьих-либо интересах умышленно делает предприятие неплатежеспособным. Отечественная экономика содержит немало предпосылок для Б. или несостоятельности хозяйствующих субъектов. В настоящее время разрабатывается и совершенствуется нормативная база в этой области.

В качестве основных причин возникновения состояния Б. можно привести следующие.

1. Объективные причины, создающие условия хозяйствования, которые, в свою очередь, можно разделить на три группы:

1.1. Общеэкономические:

- спад объема национального дохода;

- рост инфляции;

- несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем;

- несовершенство нормативной и законодательной базы предпринимательской деятельности;

- замедление платежного оборота;

- снижение уровня реальных доходов населения;

- рост безработицы.

1.2. Рыночные:

- снижение емкости внутреннего рынка;

- усиление монополизма на рынке;

- существенное снижение спроса;

- снижение активности фондового рынка;

- нестабильность валютного рынка.

1.3. Прочие:

- политическая нестабильность;

- негативные демографические тенденции;

- стихийные бедствия;

- ухудшение криминогенной ситуации.

2. Субъективные причины, относящиеся непосредственно к деятельности предприятия и зависящие от самого предприятия, которые также можно разделить на три группы в зависимости от особенностей формирования денежных потоков предприятия – причины, связанные с операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью предприятия:

2.1. Операционные факторы:

- неэффективный маркетинг;

- неэффективная структура текyщиx затрат (высокая доля постоянных издержек);

- низкий уровень использования основных средств;

- высокий размер страховых и сезонных запасов;

- недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции;

- неэффективный производственный менеджмент.

2.2. Инвестиционные факторы:

- неэффективный фондовый портфель;

- большая длительность строительно-монтажных работ;

- существенный перерасход инвестиционных ресурсов;

- неэффективный инвестиционный менеджмент.

2.3. Финансовые факторы:

- неэффективная финансовая стратегия;

- неэффективная структура активов;

- чрезмерная доля заемного капитала;

- высокая доля краткосрочных источников привлечения заемного капитала; .

- рост дебиторской задолженности;

- высокая стоимость капитала;

- превышение допустимых уровней финансовых рисков;

- неэффективный финансовый менеджмент.

Вероятность Б. предприятия увеличивается в том случае, если наблюдаются снижение объемов продаж, объема производства, качества и цены продукции; приближение цен на некоторые виды продукции к ценам на аналогичные, но более высококачественные импортные; неоправданно высокие затраты; низкая рентабельность продукции; слишком длительный цикл производства; большие долги, взаим­ные неплатежи.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (Б.)» мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- ликвидация дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- продажа предприятия (бизнеса) должника;

- иные способы восстановления платежеспособности.

Одна из целей анализа финансового состояния – своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Б. связано с неплатежеспособностью предприятия, т.е. с таким его состоянием, при котором оно не может погашать свои обязательства. При этом неплатежеспособность предшествует Б. предприятия.

Универсальный рецепт от любого банкротства – проведение систематического финансового анализа предприятия. В первую очередь, это необходимо для выявления признаков банкротства предприятия и принятия правильных управленческих решений о будущем предприятия.

Оценку вероятности банкротства можно проводить с помощью финансового анализа, так как именно он позволяет выяснить, в чем заключается конкретная «болезнь» экономики предприятия-должника и что нужно делать, чтобы от нее излечиться. Именно он располагает широким арсеналом средств по прогнозированию возможного Б. предприятия и дает возможность заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.

Первые сигналы надвигающегося Б. – задержки с представлением финансовой отчетности, так как они, возможно, свидетельствовать о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. О неблaгoприятном финансовом состоянии предприятия свидетельствуют также такие моменты, как: наличие убытков от основной хозяйственной деятельности; недостаток оборотных средств; затруднения в получении коммерческих кредитов; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций; падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных предприятием; неспособность погасить срочные обязательства и др.

В соответствии с рекомендациями Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания) признаки Б.при многокритериальном подходе обычно делят на две группы. К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности Б. в недалеком будущем:

- повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

- наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

- низкие значения коэффициентов ликвидности;

- увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

- дефицит собственного оборотного капитала;

- систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

- наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

- использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

- падение рыночной стоимости акций предприятия;

- снижение производственного потенциала и т.д.

Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности его резкого ухудшения в будущем при неприятии действенных мер:

- чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или pынкa сбыта;

- потеря ключевых контрагентов;

- недооценка обновления техники и технологии;

- потеря опытных сотрудников аппарата управления;

- вынужденные простои;

- неритмичная работа;

- неэффективные долгосрочные соглашения;

- недостаточность капитальных вложений и т.п.

К достоинствам данной системы индикаторов возможного Б. можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам – субъективность прогнозного решения.

Анализ и оценку структуры баланса предприятия с целью выявления неудовлетворительной структуры баланса предприятия можно проводить на основе:

- коэффициента текущей ликвидности;

- коэффициента обеспеченности сoбcтвeнными средствами;

- коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности, который характеризует наличие собственных средств у предприятия и является одним из коэффициентов, позволяющих оценить финансовую устойчивость предприятия.

На основании указанной системы критериев принимаются решения:

- о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным;

- о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

- о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

2) коэффициент обеспеченности собственными средствами – менее 0,1.

В обратном случае структура баланса предприятия признается удовлетворительной.

Далее рассчитывается коэффициент восстановления или утраты платежеспособности с целью проверки реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного времени. Коэффициент восстановления платежеспособности ( ) рассчитывается, если структура баланса признана неудовлетворительной и наоборот:

где и коэффициенты текущей ликвидности соответственно на конец и начало отчетного периода;

У - период восстановления (утраты) платежеспособности (при расчете коэффициента восстановления неплатежеспособности У = 6 месяцам, при расчете коэффициента утраты неплатежеспособности У = 3 месяцам);

Т - продолжительность отчетного периода.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности показывает наличие у предприятия реальной возможности восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Однако, в отличие от первых двух коэффициентов, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - искусственный показатель, так как в числителе находится прогнозное значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанного на перспективу, а в знаменателе - его нормативное значение.

Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается сроком на 6 месяцев. Значение коэффициента больше 1 свидетельствует о наличии у предприятия возможности восстановить свою платежеспособность.

При неудовлетворительной структуре баланса для проверки устойчивости финансового положения предприятия рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности сроком на 3 месяца. Если значение этого коэффициента менее 1, то cyщеcтвyeт вероятность того, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнять свои обязательства перед кредиторами.

Признание предприятия неплатежеспособным не означает признания его несостоятельным, не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности собственника. Это лишь зафиксированное состояние финансовой неустойчивости, направленное на обеспечение оперативного контроля за финансовым положением предприятия и заблаговременного осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также для стимулирования предприятия к самостоятельному выходу из кризисного состояния.

В соответствии с Методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости рассчитываются следующие показатели:

1. Степень платежеспособности общая (К2) - рассчитывается как частное от деления суммы заемных средств (обязательств) предприятия на среднемесячную выручку:

К2 = (стр. 590 баланса + стр. 690 баланса) / К1

где К1 - среднемесячная выручка, которая рассчитывается как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.

Показатель степени общей платежеспособности характеризует общую ситуацию с платежеспособностью предприятия, объемами его заемных средств и сроками возможного погашения задолженности предприятия перед его кредиторами. Структура долгов и способы кредитования предприятия характеризуются распределением показателя «степень платежеспособности общая» на коэффициенты задолженности по кредитам банков и займам другим организациям, фискальной системе, внутреннему долгу. Перекос структуры долгов в сторону товарных кредитов от других предприятий, скрытого кредитования за счет неплатежей фискальной системе государства и задолженности по внутренним выплатам отрицательно характеризует хозяйственную деятельность предприятия.

2. Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К3) вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную выручку:

К3 = (стр. 590 баланса + стр. 610 баланса) / К1

3. Коэффициент задолженности другим организациям (К4) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам баланса «Поставщики и подрядчики», «Векселя к уплате», «Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами», «Авансы полученные» и «Прочие кредиторы» на среднемесячную выручку:

К4 = (стр. 621 + стр. 622 + стр. 623 + стр. 627 + стр. 628 баланса)/ К1.

4. Коэффициент задолженности фискальной системе (К5) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам баланса «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами», «Задолженность перед бюджетом» на среднемесячную выручку:

K5 = (стр. 625 + стр. 626 баланса) / К1.

5. Коэффициент внутреннего долга (К6) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам баланса «Задолженность перед персоналом организации», «Задолженность участникам, учредителям по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов», «Прочие краткосрочные обязательства» на среднемесячную выручку:

К6 = (стр. 624 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660 баланса)/ К1

Общая степень платежеспособности и· распределение показателя по виду задолженности представляют собой значения обязательств, отнесенные к среднемесячной выручке предприятия, и являются показателями оборачиваемости по соответствующей группе обязательств предприятия. Кроме того, эти показатели определяют, в какие средние сроки предприятие может рассчитаться со своими кредиторами при условии сохранения среднемесячной выручки, полученной в данном отчетном периоде, если не осуществлять никаких текущих расходов, а всю выручку направлять на расчеты с кредиторами.

6. Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К7) определяется как соотношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) предприятия к среднемесячной выручке:

К7 = стр. 690 баланса / К1

Этот показатель характеризует ситуацию с текущей платежеспособностью предприятия, объемами краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения текущей задолженности предприятия перед его кредиторами.

В зависимости от степени платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанной на основе данных за последний отчетный период. предприятия разделяются на три группы:

1) платежеспособные, у которых значение данного показателя не превышает 3 месяцев;

2) неплатежеспособные первой категории, у которых значение показателя составляет от 3 до 12 месяцев;

3) неплатежеспособные второй категории, у которых значение данного показателя превышает 12 месяцев.

Что касается зарубежного опыта в части прогнозирования вероятности банкротства, то самой простой является двухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность банкротства предприятия. В американской практике для определения итогового показателя вероятности банкротства (Z2) используют показатель текущей ликвидности и показатель удельного веса заемных средств в активах. Они перемножаются на соответствующие константы - определенные практическими расчетами весовые коэффициенты (α, β, γ). В результате получается следующая формула

где α = - 0,3877, β = - 1,0736, γ = +0,0579;

К3 - удельный вес заемных средств в активах, который рассчитывается по формуле .

Если в результате расчета значение Z2 < 0, то вероятность банкротства невелика. Если же Z2 > 0, то существует высокая вероятность банкротства анализируемого предприятия.

Однако при использовании данного показателя следует учитывать, что в России, в отличие от США, иные финансовые условия, темпы инфляции, условия кредитования, другая налоговая система, производительность труда, фондоотдача и т.п. Кроме того, двухфакторная модель не обеспечивает комплексную оценку финансового положения предприятия.

Поэтому в международной практике для определения признаков банкротства предприятий также используется формула Z-счета Е. Альтмана. Данная модель представляет собой алгоритм интегральной оценки угрозы банкротства предприятия, основанный на комплексном учете важнейших показателей, диагностирующих кризисное финансовое состояние предприятия. На основе обследования предприятий-банкротов Э. Альтман определил коэффициент значимости отдельных факторов и интегральной оценке вероятности банкротства.

Модель Альтмана имеет следующий вид:

Z-счет = (Оборотный капитал / Все активы) × 1,2 + (Нераспределенная прибыль / Все активы) × 1,4 + (Доход от основной деятельности / Все активы) × 3,3 + (Рыночная стоимость обычных и привилегированных акций / Все активы)·× 0,6 + (Объем продаж / Все активы) × 1.

Если после произведенных расчетов окажется, Z-счет равен или меньше меньше 1,8, то вероятность банкротства этого предприятия банкротства очень высока; при величине Z-счета от 1,8 до 2,7 - вероятность банкротства высокая; от 2,8 до 2,9 - банкротство возможно; от 3,0 и выше - вероятность банкротства очень низкая.

Несмотря на относительную простоту использования, в российских экономических условиях эта модель для оценки угрозы банкротства не позволяет получить достаточно объективный результат. Это вызывается различиями в учете отдельных показателей, влиянием инфляции на их формирование, несоответствием балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другими объективными причинами, которые определяют необходимость корректировки коэффициентов значимости показателей, приведенных в модели Альтмана, и учета ряда других показателей оценки кризисного состояния предприятия.

28. Управление корпоративными рисками: основы, типы риска и его измерение, страхование. Деятельность современной организации осуществляется в условиях возникновения угроз, неопределенности, конфликтов интересов. Зачастую, даже ближайшее будущее весьма затруднительно прогнозировать. Сегодняшний мир характеризуется рядом отличительных черт, это, прежде всего: - ускоряющийся обмен энергией, веществом, информацией; - меняющиеся отношения, традиции и обычаи.

Природа возникновения риска. Определяющим фактором возникновения риска является неопределенность.

Неопределенность — это неполное или неточное представление о значениях различных па­раметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об усло­виях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах».

Условия неопределенности, имеющие место при любых видах предпринимательской деятельности, обусловлены тем, что эконо­мические системы в процессе своего функционирования испыты­вают зависимость от ряда причин.

Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи или отклонения от цели. В явлении «риск» авторами выделяются следующие основные элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность: - возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива; - вероятность достижения желаемого результата; - отсутствие уверенности в достижении поставленной цели; - возможность материальных, нравственных и других по­терь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

По времени возникновения риски распределяются на ретроспективные, текущие и перспективные. Анализ ретроспек­тивных рисков, их характера и способов снижения дает воз­можность более точно прогнозировать текущие и перспектив­ные риски.

По факторам возникновения риски подразделяются на поли­тические, экономические (коммерческие) и социально-демографические. Политические риски - это риски, обусловленные изменени­ем политической обстановки, влияющей на предприниматель­скую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров в другие страны, военные действия на территории страны и др.). Экономические риски - это риски, обусловленные неблагоп­риятными изменениями в экономике предприятия или в эко­номике страны.

Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, является измене­ние конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (не­возможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменение уровня управления и др.

Эти виды рисков связаны между собой, и часто на практике их достаточно трудно разделить.

По характеру учета риски делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории. Контактная аудитория - социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и/или ре­альный интерес к деятельности конкретного предприятия. На уровень внешних рисков влияет очень большое количе­ство факторов - политические, экономические, демографичес­кие, социальные, географические и др. К внутренним относятся риски, обусловленные деятельнос­тью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уро­вень влияет деловая активность руководства предприятия, вы­бор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и такти­ки и другие факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производитель­ности труда, техники безопасности.

По характеру последствий риски подразделяются на чистые и спекулятивные. Чистые риски (простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятель­ности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособ­ность организации и многое другое.

Спекулятивные риски (дина­мические или коммерческие) характеризуются тем, что они могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение на­логового законодательства и др.

Страхование заключается в том, что предприниматель за определенную плату гарантирует потребителю (страхователю) компенсацию возможной потери имущества, ценностей, жизни в результате непредвиденного бедствия. Предприниматель (страховщик) получает страховой взнос, который возвращает только при определенных обстоятельствах.

Поскольку вероятность возникновения таких обстоятельств обычно не очень велика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

В соответствии со сферами предпринимательской деятельно­сти обычно выделяют: производственный, коммерческий, фи­нансовый риск, а также риск страхования.

29. Конкурентоспособность продукции предприятии: понятие качества и показатели качества продукции, система менеджмента качества. При любой товарной политике предприятия основное внимание должно уделяться обеспечению качества продукции.

Качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением. Известный американский специалист в области качества продукции А.Фейгенбаум в своей книге "Контроль качества продукции" понимает под качеством изделия или услуги общую совокупность технических, технологических, и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации. Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно - технического прогресса

Таким образом, качество можно рассматривать как синтетический показатель, отражающий  совокупное проявление многих факторов- от динамики и уровня развития  национальной экономики  до умения  организовать  и управлять  процессом  формирования  качества   в рамках любой хозяйственной единицы.

На каждом предприятии (организации) на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависящие от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – экономические.

Тех-кие ф-ры самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Ор-ные ф-ры связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Эк-кие ф-ры обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Соц-но – эк-кие факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

Система показателей качества. Можно сказать, что уровень качества продукции определяется на основе системы её показателей качества. Для определения этого уровня необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнивать с аналогичным показателем продукции принятой в качестве базовой для сравнения.

Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы: - Измерительный - при помощи инструментов, приборов. - Регистрационный метод - который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно – правовые показатели, стандартизация, унификация. - Вычислительный метод - основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции. - Органолептический метод - предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих. - Социологический метод - осуществляется на основе сбора и анализа линий возможных потребителей. Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.

Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Наиболее широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества: Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени. Показатели надежности. Надежность является одним из основных свойств промышленной продукции. Сложность и интенсивность режимов работы различных изделий непрерывно возрастает, повышается ответственность выполняемых функций. Чем ответственнее функции, тем выше должны быть требования к надежности. Недостаточная надежность машин и устройств приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. Надежность изделий во многом зависит от условий эксплуатации: температуры, влажности, механических нагрузок, давления, радиации и др.

Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. Безотказность свойственна объекту в любом из режимов его эксплуатации. Именно это свойство составляет главный смысл понятия надежности. Однако оно не исчерпывает всего содержания надежности. Любой, даже самый высокий, уровень безотказности системы не дает абсолютной гарантии того, что отказ не возникнет. Причем, последствия отказа в большинстве случаев зависят не от самого факта его появления, а от того, насколько быстро может быть восстановлена утраченная объектом работоспособность, т.е. устранен отказ. В связи с этим все объекты делятся на две группы - восстанавливаемые или ремонтируемые объекты и невосстанавливаемые.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Ре­монтопригодность тесно связана с конструктивностью и техноло­гичностью.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия. В частности, при изучении рабочего места принимается в расчет не только рабочая поза человека и его движения, дыхательные функции, восприятие, мышление, память, но и размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи информации и т.д. Эргономические показатели продукции подразделяются на:

а) гигиенические - показатели, используемые при определении соответствия изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием: уровень освещенности, температуры, влажности, давления, напряженности магнитного и электрических полей, запыленности, излучения, токсичности, шума, вибрации, перегрузки (ускорений).

б) антропометрические - показатели, используемые при определении соответствия изделия размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей: соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей; соответствие конструкции изделия форме тела и его отдельных частей, входящих в контакт с изделием; соответствие конструкции изделия распределению массы человека.

в) физиологические и психофизиологические - показатели, используемые при определении соответствия изделия физиологическим свойствам (требованиям) человека и особенностям функционирования его органов чувств.

г) психологические - показатели, используемые при определении соответствия изделия психологическим особенностям человека, находящим отражение в инженерно-психологических требованиях, требованиях психологии труда и общей психологии, предъявляемых к промышленным изделиям: соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации; соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека (с учетом легкости и быстроты их формирования) при пользовании изделием.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без использования или потребления ее. К показателям транспортабельности следует отнести: 1. средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию; 2. средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортированию; 3. средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида; 4. коэффициент использования объема средства транспортирова­ния; 5. средняя продолжительность разгрузки партии продукции из средств транспортирования определенного вида.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экол-кие показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К экологическим показателям целесообразно отнести:

  1. содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы и т.п.) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов;

  2. вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции

  3. радиоактивность функционирования атомных электростанций и других объектов, связанных с исследованием, "приручением" и использованием атомной энергии

  4. уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.

Показатели безопасности характеризуют особенности продук­ции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монта­же, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и т. п. Показатели безопасности должны отражать требования, обусловливающие меры и средства защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.

30. Предприятие как система управления: типовые структуры управления. Под философией управления мы будем понимать самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны - философия качества задает цель и направление деятельности организации, философия управления определяет организационные средства для достижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф. У. Тейлором.

И программа менеджмента качества Деминга, и принципы Тотальный Менеджмент Качества фактически направлены на изменение структуры системы управления предприятием. Рассмотрим основные типы структур управления предприятием с точки зрения их соответствия идеям современного менеджмента качества.

Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями : вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

В самой же организационной структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них. Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы. Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом. В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще. В-четвертых, представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее она необходима для достижения последней).

Построение гибкой или обладающей какими-либо иными достоинствами организационной структуры является одной из задач так называемого "структурного зодчества". Используя терминологию, принятую в архитектуре, можно сказать, что в данном реферате излагаются основные идеи, на основе которых могут быть разработаны различные варианты решения проблемы организационной структуры без ограничений, связанных с ее графическим представлением.

Выше перечисленные недостатки можно и нужно преодолеть путем построения многомерной организационной структуры. Многомерная структура подразумевает демократический принцип управления.

Иерархический тип структур управления. Структуры управления на многих современных предприятиях были остроены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер: - принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; - вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; - принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; - вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; - принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная.

Линейная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества линейной структуры: четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими; тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности; большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Линейно - штабная организационная структура. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной. Достоинства линейно - штабной структуры: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки линейно - штабной структуры: недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; тенденции к чрезмерной централизации управления; аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.

Дивизионная структура управления

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.

Преимущества: структуры: она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями; обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной; при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства; более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки дивизионной структуры:

большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более; разобщенность штабных структур отделений от штабов компании; основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д; дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры; в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.

Органический тип структур управления .Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.

Бригадная (кросс - функциональная) структура управления. Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются: автономная работа рабочих групп (бригад); самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры: - сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; работа в группах создает условия для самосовершенствования; возможность применения эффективных методов планирования и управления; сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры: усложнение взаимодействия; сложность в координации работ отдельных бригад; высокая квалификация и ответственность персонала; высокие требования к коммуникациям.

Проектная структура управления

Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются. По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

Преимущества структуры управления по проектам: высокая гибкость; сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки структуры управления по проектам: очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании; дробление ресурсов между проектами; сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; усложнение процесса развития организации как единого целого.

Матричная (программно - целевая) структура управления. Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы.

Преимущества матричной структуры:

лучшая ориентация на проектные цели и спрос; более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов; более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников; относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков; улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы; любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы; сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур: трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения); необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам; высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения; частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ; возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Многомерная организационная структура. Любая организация представляет собой целеустремленную систему. В такой системе существует функциональное разделение труда между ее индивидами целеустремленность которых связана с выбором целей, или желательных исходов, и средств. Та или иная линия поведения предусматривает использование определенных ресурсов для производства товаров и предоставления услуг, которые для потребителя должны иметь большую ценность, чем используемые ресурсы. Потребляемые ресурсы включают рабочую силу, материалы, энергию, производственные мощности и денежные средства. Это в равной мере относится к государственным и частным организациям.

Традиционно организационная структура охватывает два вида взаимоотношений: ответственность и подчинение. Организация с такой структурой может быть представлена в виде дерева, при этом обязанности изображаются прямоугольниками , относительное расположение которых показывает уровень полномочий, а линии, соединяющие эти прямоугольники, - распределение полномочий. Однако такое представление организационной структуры не содержит никакой информации относительно того, ценой каких затрат и с помощью средств организации удалось добиться тех или иных результатов. Вместе с тем более информативное описание организационной структуры, которое может явиться основой для более гибких способов структурирования организации, может быть получено на основе матриц типа затраты - выпуск или типа средства - цели. Проиллюстрируем это на примере типичной частной корпорации, производящей некоторую продукцию.