logo search
ИЭУ

9. Экономическая мысль начала 19 в во Франции- теория ж.Б.Сей, т.Мальтус.

Краткая биография

Жан Батист Сей (1767 - 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная революция во Франции 1789 года. В этом году Ж. Б. Сей стал секретарем администратора Клавьера (в 1792 году получившего портфель министра финансов). В 1799 году он был назначен па пост члена Трибуната в Комитете финансов. С 1830 года возглавил кафедру политической экономии в Коллеж де Франсе.

Его основным произведением является «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 г.). В 1828 - 1829 годах вышла его работа «Полный курс практической политической экономии», которая стала итогом всей жизни Ж. Б. Сея.

«Закон рынков» Ж. Б. Сея

«Закон рынков» - это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей. По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются, или, другими словами, стоимость созданных товаров выражается совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь возможность перепроизводства отдельных товаров.

С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает предложение, но вторая часть себя не оправдала. Этот закон верен, если считать, что деньги всего лишь орудие обмена, но в рыночной денежной экономике возможно перепроизводство - избыток предложения над денежным спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.

Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных положений:

сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других. Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей;

чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;

при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной платы) происходит развитие производства, так как увеличивается платежеспособный спрос.

Экономические воззрения Ж. Б. Сея сводятся к следующему.

Деятельность предпринимателей и рабочих является источником богатства.

Равноправными факторами создания стоимости Ж. Б. Сей считал землю, труд и капитал. Соответственно трем основным источникам он выделил три вида доходов: заработная плата (плата за труд), процент (за капитал) и рента (за землю).

Деньгам он отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то, что на них покупают.

Стоимость зависит от:

полезности товара;

издержек на производство товара;

спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ж. Б. Сей отказался от трудовой теории стоимости А. Смита.

Жан Батист Сей (1767 – 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная революция во Франции 1789 года. В этом году Ж. Б. Сей стал секретарем администратора Клавьера (в 1792 году получившего портфель министра финансов).

В 1799 году он был назначен на пост члена Трибуната в Комитете финансов. С 1830 года возглавил кафедру политической экономии в Коллеж де Франсе.

Его основным произведением является «Трактат политический экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 г.). В 1828 – 1829 годах вышла его работа «Полный курс практической политической экономии», которая стала итогом всей жизни Ж. Б. Сея.

«Закон рынков» – это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплен и продажей.

По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются, или, другими словами, стоимости созданных товаров выражается совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь возможность перепроизводства отдельных товаров..

С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает предложение, но вторая часть себя не оправдала. Этот закон верен, если считать, что деньги всего лишь орудие обмена, по в рыночной денежной экономике возможно перепроизводство – избыток предложения над денежным спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.

Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных положений:

• сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других.

• Успешная торговля в одной отрасли даст средства для покупки других отраслей;

• чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;

• при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной платы) происходит развитие производства, так как увеличивается платежеспособный спрос.

Экономические воззрения Ж. Б. Сея сводятся к следующему.

Деятельность предпринимателей и рабочих является источником богатства.

Равноправными факторами создания стоимости Ж. Б. Сей считал землю, труд и капитал. Соответственно трем основным источникам он выделил три вида доходов: заработная плата (за труд), процент (плата за капитал) и рента (плата за землю).

Деньгам он отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то, что на них покупают.

Стоимость зависит от:

• полезности товара;

• издержек на производство товара;

• спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ж. Б. Сей отказался от трудовой теории стоимости А. Смита.

Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834) – видный представитель экономической мысли начала XIX в. в Англии. Родился Т. Мальтус в семье помещика.

Он закончил Джезус-колледж Кембриджского университета, получив ученую богословскую степень, а с 1793 года начал предпринимательскую деятельность. С 1797 по 1801 год был викарием в Суррее.

В 1798 году Т. Мальтус опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения».

Затем в течение ряда лет эта книга дополнялась автором и издавалась еще не раз. Основной идеей книги явилась теория народонаселения.

С 1805 года Т. Мальтус руководил кафедрой современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, там же исполняя обязанности священника. Через 10 лет вышло в свет другие произведение Т. Мальтуса – «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В этой работе автор попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

Основные положения теории народонаселения состоят в следующем:

• способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов – в арифметической;

• рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по Мальтусу, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

Т. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился автор «Опыта» и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов Т. Мальтус видел в следующем: ресурсы Земли ограничены; из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

Мальтус в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов).

Теория прибыли Т. Мальтуса повторяет воззрения Д. Рикардо.

Т. Мальтус является автором положения о реализации совокупного общественного продукта. В нем он утверждает, что достигнуть достаточного уровня спроса и полной реализации производимой продукции невозможно без участия в этом процессе не только производительного класса, но и непроизводительного – так называемых третьих лиц, которые могут создать необходимый дополнительный спрос на всю массу производимых в обществе товаров. Таким образом, он отрицает мысль об общественном паразитизме непроизводительного класса (землевладельцы, армия, церковные служители, чиновники).

В кейнсианстве используется это положение теории Мальтуса при решении вопросов реализации и мер поддержания «эффективного спроса» для регулирования экономики.

Мальтус признает существование общих и частных кризисов, считая их временными явлениями.

Выдающимся представителем новой волны в 1 половине 19ст. в Англии был Томас Роберт Мальтус (1766 1834).

Он в первую очередь защищает интересы землевладельцев.

Наиболее известной его работой есть Исследования о законе народонаселения в связи с будущим усовершенствованием общества(1798г.), а также:

- Исследование о следствиях хлебных законов(1814)

- Исследование о природе и росте ренты(1815)

- Принципы политэкономии

- Понятие политической экономии(1827)

Во всех роботах изложенные экономические взгляды, которые представляют определенную теоретическую систему. Основное место в ней занимают его теории: народонаселение, ренты, реализации или 3-их лиц.

По мере того, как в Англии развертывался промышленный переворот и утверждалась крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей, разоряясь, выталкивались в ряды пролетариата, становилась излишней и часть рабочих. Они пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все глубже погружался в нищету. Пауперизм становился уделом всевозрастающей части населения страны.

Бедствия порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих, ремесленников, крестьян, который нашел свое отражение в незрелых еще формах утопического социализма (У.Годвин). Уилям Годвин (1756-1836) Объявил частную собственность главной причиной нищеты и угнетения масс.

Политическое брожение в стране усиливалось благодаря событиям Великой французской революции, которая нашла в Англии горячий отклик.

Господствующе классы остро нуждались в идеологической защите существующих порядков. Их апологетом стал Мальтус. [2

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) родился в семье дворянина. По окончании Кембриджского университета он стал сельским священником, а с 1807 г. -профессором политической экономики в колледже Ост-Индской компании. В 1798 г. он опубликовал анонимный памфлет «Опыт о законе народонаселения», который явился резкой реакцией на французскую революцию и радикальные идеи Годвина. Из других работ Мальтуса следует отметить «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Начала политической экономии» (1820).

Мальтус выступает в своих сочинениях идеологом обурзиазившейся земельной аристократии Перед лицом посягательств промышленной буржуазии на власть он рьяно отстаивает монополию лордов на землю, ратует в их интересах за аграрный протекционизм. Но там, где интересы землевладельца и капиталиста совпадали, были направлены против рабочих. Мальтус защищал их обоих. Он пытался обелить господствующие классы, снять с них ответственность за нищету и страдания масс и представить как утопию всякое стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой цели и призван был служить памфлет Мальтуса «Опыт о законе народонаселения».

По аналогии с природой, где по словам Мльтуса способность растений и животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи, Мальтус «открывал» различные тенденции роста народонаселения и средств существования. Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии, то средства существования, по утверждению Мальтуса, даже при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. В таком случае через два столетия количество средств существования как 256 к 9, а через три столетия как 4096 к 13 и т.д. В этом постоянном стремлении населения к размножению, превышающему средства существования, и состоит, по словам Мальтуса, «закон народонаселения», действующий якобы «неизменно и могущественно», причем с «с самого происхождения общества». Излишек населения по необходимости обречен на нищету, голод и вымирание.

Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества; она якобы обусловлена «естественными законами и человеческими страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Поэтому «народ должен винить главным образом самого себя в собственных страданиях». Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы.

Есть только один выход - сокращение численности населения. Средствами против чрезмерного размножения он считал либо «нравственное обуздание» (воздержание от брака неимущих), либо - и на это Мальтус возлагал главные надежды - пороки и всякого рода несчастья (изнурительный труд, голод, нищета, болезни, эпидемии, войны и т.д.). Остается добавить, что Мальтус не считал нужным скрывать политическую направленность своего сочинения. Он прямо, что при всеобщем распространении его «истин» насчет источника нищеты «низшие классы» «станут более миролюбивы и послушны; они не так легко будут готовы на возмущение». а «опасные и зловредные учения» о необходимости «всеобщей ломки общественного устройства» потеряют свой кредит, и собственники обретут, наконец желанный покой.

Таким образом, учение Мальтуса объявляло бедствия в действительности порождаемые ленлордизмом капитализмом, неизбежным уделом человечества. Этой беспримерной по циничности апологии нищиты и эксплуатации трудящихся и обязан Мальтус своей печальной известностью. В теоретическом же отношении его памфлет не представлял собой ничего научного и оригинального. Основные идеи, касающиеся «принципа народонаселения», он попросту украл у своих предшественников (Стюарта, Уоллеса, Таунсенда и др.) Маркс с полным основанием окрестил первое сочинение Мальтуса как «ученически - поверхностный и поповски -напыщенный плагиат»,, бесстыдный «пасквиль на человеческий род!»

«Доктрина» Мальтуса прочна прежде всего в методологическом отношении. Мальтус безапелляционно переносил на общество законы природы, хотя в отличие от растений и животных люди не только потребляют, но и сами производят и увеличивают средства существования. Недаром еще в свое время Петти и Смит именно в многочисленном производительном населении усматривали показатель богатства страны. Мальтус порвал с этой позицией классиков. Он допускал, далее, грубейшую ошибку, пытаюсь открыть «вечный» закон народонаселения. В действительности всякому способу производству присущи свои, особенные, имеющие исторический характер законы динамики населения. В частности, свойственный капитализму закон народонаселения состоит в том, что вместе с накоплением капитала неизбежно образуется излишнее (по сравнению с потребностями капитала в рабочей силе) рабочее население. Грубо извращая действительность, Мальтус объявил это относительное перенаселение абсолютным.

Мальтусовские прогрессии основаны на прямой фальсификации татистического и фактического материала. Так, свою геометрическую прогрессию Мальтус выводил из данных о росте населения США в 16-18 вв., совершенно игнорируя ту «мелочь», что этот рост происходил главным образом за счет иммиграции европейцев. Столь же нелепа и арифметическая прогрессия.

Достаточно сказать, что ее единственным «основанием» является пресловутый закон «закон убывающего плодородия почвы», несостоятельность, которого уже давно доказана как теорией, так и практикой. [5]

Среди последователей Рикардо были Дж. Милль и Джон Мак-Куллох.

Они не только признали его систему, пропагандировали ее, а и применили для анализа экономических процессов капиталистического общества.

Дж. Милль (1773 1836). С его именем связано много культурных и научных начинаний того времени: он был первым из основателей Лондонского университета.

Его основные работы, в которых нашли отображение его экономические взгляды, такие:

- История британской Индии(1817)

- Элементы политической экономии(1821)

В первой работе содержится конкретный экономический анализ основ капиталистического хозяйства, а вторая является популяризацией учения Рикардо.

Определенный взнос в развитие экономической теории сделал Насао Сениор (1790 1864) профессор политэкономии в Оксфорде.

Теория ПЕ изложена в его книге Политическая экономии(1850г.). Объектом исследования в Сениора есть богатство, которое выступает в виде вещей, которые имеют стоимость и могут обмениваться. Он различает 3-и свойства вещей: стоимость, полезность и объем предложения.

В сущности они определяют ценность богатства.

Рассматривая полезность Сениор дает определение понятия предельной (ниспадающей) полезности: существует граница удовлетворения нужд, которое может дать товар соответствующего типа и, больше того, удовлетворение быстро уменьшается задолго к достижению этой границы. Два предмета одного типа редко приносят вдвое большее удовлетворение чем один предмет и еще реже 10 принесут впятеро большее удовлетворение чем два. Но хотя Сениор уделяет внимание предельной полезности его еще нельзя считать основателем теории предельной полезности. Полезность определяется спросом. Его предложение определяется уровнем доступности блага. Объем предложения зависит от расходов производства, которые включают два элемента: работу и капитал.