1.2. Предмет и метод изучения
К трактовке предмета изучения политической экономии С. Сисмонди обращается почти на всем протяжении первого тома «Новых начал…»
Солидаризируясь с А. Смитом в том, что источник богатства следует искать в общественном труде, и видя предмет политической экономии именно в материальном благосостоянии людей, С. Сисмонди в то же время делает категорическую оговорку об обязанности государства дать возможность всем гражданам пользоваться тем физическим довольствием, которое доставляет богатство, и исходя из этой позиции, автор «Новых Начал...», приводит далее две трактовки предмета политической экономии.
Согласно первой трактовке политическая экономия -- это наука, изучающая управление народным богатством. Согласно второй это наука моральная и в значительной мере нравственная . Причем наука моральная, потому что она вводит в заблуждение, когда оперируешь голыми цифрами, и ведет к цели тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти (людей) и наука «нравственная», поскольку, во-первых, «она должна предвидеть страсти людей, и, во-вторых, неверно, будто достаточно указать на их (людей) выгоду, чтобы они стали ее добиваться.
Таким образом, предмет изучения, по Сисмонди, как и у классиков, сводится в основном к проблематике сферы производства, где, как он полагает, создается и приумножается материальное благосостояние людей. Однако, в отличие от классиков, он считает необходимым государству управлять «народным богатством, и полагаться при этом не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».
Творчество С. Сисмонди в значительной мере сопоставимо с классической школой политической экономии и в части метода изучения. Ведь «доктрина Адама Смита, -- пишет он, есть наша доктрина, факел, который его гений вознес над наукой, указал правильный путь всем его последователям». Этим, пожалуй, можно объяснить, почему в методологическом инструментарии автора «Новых начал...», наряду со специфическими есть немало элементов, присущих творчеству классиков.
Следовательно, едва ли неожиданными можно признать те методы научного анализа, которые он, по существу, заимствовал из сокровищницы классической школы конца ХVIII -- начала ХIХ в.
В числе таких методов правомерно назвать:
- каузальный метод анализа основных сфер экономической деятельности людей, что, в частности, обусловило противопоставление друг другу сфер производства и обращение и признание первой определяющей (доминирующей) сферой общественного хозяйства;
- классовый метод анализа, в соответствии с которым рассматриваются социально-экономические отношения между так называемыми главными классами общества;
- затратный (по Сисмонди, с учетом количества затраченного труда) метод определения стоимости и доходов;
- непризнание (на основе описательного метода) самостоятельной и значимой роли денег в общественном воспроизводстве.
Между тем именно специфические элементы методологии С. Сисмонди позволяют судить об истоках новизны и своеобразия творческого наследия этого ученого. Их суть может быть сведена к следующим положениям:
Во-первых, всемерная обращенность (в отличие от классиков) «ко вмешательству власти в дело регулирования богатства» с тем, чтобы не сводить «всю политическую экономию к простому... принципу laissez faire». При этом С. Сисмонди убежден, что «только власть может не допустить расширение производства ради интересов отдельных лиц», что целью всех наций должно быть соображение роста всеобщего довольства и достатка».
Во-вторых, неприятие для политической экономии метода научной абстракции. В частности, С. Сисмонди упрекает последователей А. Смита за то, что те «бросились в абстракции, забывая о человеке». Вследствие этого наука в их разработках, заключает он, стала носить «спекулятивный характер» и «кажется оторванной от всякой практики».
В-третьих, отрицание смитовской доктрины об «экономическом человеке». Ее, как подчеркивает С. Сисмонди, классики принимали в качестве «одной из аксиом», будучи уверенными, что «интерес каждого образует общий интерес». Однако это не соответствует действительности, т. к. «каждый, стремясь осуществить свой собственный интерес за счет других, пускает в ход все доступные средства и не всегда при этом сдерживается силами, равными его силам», и отсюда, например, «благополучие каждого промышленника строится на разорении его собрата».
В-четвертых, непризнание объективной необходимости ускорения научно-технического прогресса на благо всего общества. Аргументируя данную методическую позицию, С. Сисмонди пишет: «Хотя изобретение машин, увеличивающих силы человека, и является для человека благодеянием, однако несправедливое распределение прибыли, доставляемой ими, превращает машины в бич для бедняков».
В-пятых, обоснование целесообразности применения в экономическом анализе не только каузального, но и функционального метода, данная позиция ученого очевидна из утверждения о том, что «в политической экономии все связано, все заключено в круг, так как следствие становится, в свою очередь, причиной».
В-шестых, учет в экономическом анализе наряду с экономическими факторами и некоторых факторов неэкономической среды. В числе последних С. Сисмонди особо выделяет религию, воспитание, чувство чести, полагая, что «они либо способствуют приближению людей к цели, которую ставит себе политическая экономия, либо отдаляют их от нее».
- 1Предмет и метод иэу
- 3.Меркантилизм- ранний и поздний. Его прогрессивность и ограниченность.
- 4.Экономическая теория физиократов. Ф.Кенэ.
- 5. Экономическое учение а.Тюрго.
- 6.Возникновение классической политической экономии в 18-19вв в Англии и Франции.
- Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции
- 2. Исторические условия формирования идей а. Смита
- 3. Методология а. Смита
- 1. Теория разделения труда, обмена и денег
- 2. Концепция стоимости
- 3. Учение о прибыли
- 4. Теория производительного и непроизводительного труда
- 5. Капитал основной и оборотный
- 6. Воспроизводство общественного капитала. Догма а. Смита
- 7. Учение о заработной плате
- 8. Земельная рента
- 9. Вопросы экономической политики в теории а. Смита
- 8.Экономические взгляды д.Рикардо.
- 9. Экономическая мысль начала 19 в во Франции- теория ж.Б.Сей, т.Мальтус.
- 10.Мелкобуржуазная политическая экономия во Франции- Симон де Сисмонди,п. Прудон.
- 1.2. Предмет и метод изучения
- 1.3. Теория производительного труда
- 1.4. Теория разделения труда
- 1.5. Теории народонаселения и доходов.
- 1.6. Теория воспроизводства.
- 2. Экономическое учение п. Прудона
- 2.1. Метод изучения
- 2.2. Теория народонаселения
- 2.3. Теория разделения труда
- 2.4. Теория конституированной стоимости
- 2.5. Теория доходов
- 2.6. Теория воспроизводства
- 2.7. Теория реформ
- 11.Социалисты- утописты. Сен-Симон, ш.Фурье.
- 2.2. Шарль Фурье
- 12.Р.Оуэн и его экономические взгляды
- 13.Причины возникновения и сущность марксизма.
- Социально-экономические и научные предпосылки возникновения марксизма. Сущность и основные этапы развития философии марксизма.
- Общая характеристика
- Марксизм.
- 14. «Капитал»-экономическое учение к. Маркса.
- 16.К.Менгер-основоположник австралийской школы маржинализма.
- 17.Л.Вальрас – основоположник лозаннской школы.
- 19.Экономические взгляды а.Маршала(англ. Экономист.)
- 2. Механизм рыночного формирования цен
- 3. Концепция эластичности спроса
- 4. Теория предложения
- 5. Концепция издержек.
- 6. Вывод
- 20.22 Экономическое учение т.Веблена(англ. Экономист)
- 21.Русская экономическая мысль. А.Радищев, п.И.Пестель, н.Г.Чернышевский.
- 23.Экономические взгляды Дж.Коммонса
- 24.Экономические взгляды у.Митчела.
- 25.Причины появления теории д. Кейнса
- 26.Экономическое учение д. Кейнса.
- Глава 1. Методологические концепции Дж. М. Кейнса.
- 1.1. Предмет и метод изучения.
- 1.2. Психологические склонности человека.
- 1.3. Основной психологический закон.
- 28.Монетаризм и причины его появления.
- Причины возникновения и основные постулаты монетаризма
- 29.Экономические взгляды м. Фридмена.
- 30.Зарождение истории экономических учений.