1Предмет и метод иэу
История экономического анализа - история интеллектуальных усилий, предпринятых людьми для того, чтобы понять экономические явления, или, что то же самое, историю аналитических или научных аспектов экономической мысли. Данная дисциплина имеет тесную связь с экономической теорией и экономической историей. История экономической мысли изучается для знакомства с этими достижениями.
Предмет
существует две трактовки определения предмета ИЭУ:
Марксистский подход
Марксистский подход определяет предмет ИЭУ как исторический процесс возникновения, борьбы и смены систем экономических взглядов основных классов на различных тапах развития цивилизации.
Марксизм исходит из того, что процесс истории складывается из истории борьбы противоположностей и в основе развития общества – развитие производительных сил и склонность к постоянству производственных отношений. Борьба и развитие идей, то есть борьба классов и их интересов, создает развитие общества.
«+» - Отображает потребности данного периода, подход объективен.
«-» - невозможность критики, теряется общая связь (нет целостности, исторический процесс как нарезка из этапов-фармаций).
Западный подход.
Представителем западного подхода является Марк Блауг (1962 – 1е изд, эконом мысль в ретроспективе, Economic Theory in Retrospect), который классифицирует определения предмета ИЭУ так:
Релятивизм: каждая теория отвечает рамкам своего времени;
Абсолютизм: интеллектуальное развитие предмета и рассмотрение науки как прогресса анализа, логики, единой нити развития без вмешательства внешних обстоятельств;
Таким образом, предметом является изучение того, что конкретно внес данный ученый.
Недостатком этого подхода является иллюзия прогресса, то есть то, что внесено новым ученым является более правильным и совершенным.
Первым историком экономической мысли считается Дж. Мак-Куллох (1789-1864) – работа «Исторический обзор развития науки «политическая экономия».
Методы
Исторический метод.
Последовательный, придерживается хронологического порядка рассматривать проявления экономической теории, их развитие, изменение.
Предметной единицей истории экономических учений являлись научные школы:
Меркантилистская (до 18 в., Англия) школы носят интернациональный характер
Школа физиократов (конец 18 в., Франция) школы носят интернациональный
Классическая (Адам Смит)
Историческая (сер. 19 в.)
Марксистская (2 пол. 19 в.)
Австрийская (70 г. 19 в.)
Кембриджская и американская
Институциональная (нач. 20 в.)
Неолиберальная
Кейнсианская.
Развитие осуществляется через формирование научных школ.
Исторический подход подразумевает, что содержание терминов зависит от исторического контекста, а развитие понятий и теорий определяется внешними влияниями.
«+» исторического подхода - уделяет большое внимание специфике изучаемой школы и позволяет избежать искажения, вызванные историческим опытом исследователя.
«-» - Не позволяет проследить логики развития идей, инструментов анализа, так как, согласно подходу, нельзя сравнивать различные концепции, отвергается единообразие явлений, понятий, принципов, что не дает возможности построить теории и создает описательную экономику.
ИЭУ изучает не только формирование, но и этапы. ИЭУ - это теория соревнования школ. Каждая школа дает варианты ответов.
Логический метод.
Логический подход предполагает, что экономические теории связаны между собой – из одной следует другая в соответствии с логикой развития самой теории.
Таким образом, можно анализировать работы экономистов-предшественников с точки зрения их вклада в науку.
Экономическая наука едина, решает постоянный набор проблем, характеризуется постоянным ростом экономических знаний и инструментария.
Каждая школа изучается с точки зрения основных положений. Метод предполагает отбор имен основных представителей школ, что позволяет проследить логику формирования основных положений ЭТ, принципов познания.
Критический метод.
Критический метод предполагает взаимное сравнивание школ.
ИЭУ дает обзор длительных последовательных попыток, систематизации знаний об экономических явлениях и формировании на этой основе системы понятий, объясняющих экономическую жизнь.
Каждая школа - это веха на данном пути. Как оценивать вклад каждой школы на данном этапе:
а) по собственной мерке - будут высвечиваться достоинства концепции школы.
б) с точки зрения нынешнего знания - каждая школа толкуется как этап заблуждений и ошибок.
2 подхода в оценке школ:
1. Релятивистский - предполагает рассмотрение каждой школы и ее концепции как более или менее точное отражение тогдашних условий.
2. Абсолютистский - следит за интеллектуальным развитием метода. Они видят формирование принципов функционирующей Э и рассматривают весь процесс как единый процесс движения от ошибки к истине, от менее достоверного к более достоверному. Недостаточность реляционного подхода связано с тем, что он игнорирует наличие единого предмета у всех школ. Этим предметом является структура и механизм рыночной Э. Абсолютисты игнорируют принципы формирования знаний, методологию. При анализе и оценке Э школ должны учитывать ту оценку, которая они дают друг с другом, т.е. критический метод предполагает взаимное сравнение школ. Использование критического метода позволяет выявить 2 линии во взаимосвязи между школами. 1. Преемственность. 2. Ревизия, отталкивание, неприятие.
Исторический и логический подход часто совмещаются.
Разновидностью исторического подхода является архетипический подход, который был введен Трайбом в работе «Земля, труд и экономический трактат». Согласно этому подходу, ИЭУ – перечисление архетипов, не связанных друг с другом, и нельзя рассматривать, например, труда классиков с точки зрения современной теории, так как они создавались в иное время и анализировали другое общественно-экономическое устройство.
Также ИЭУ занимались Найт, Хикс, Шумпетер (1883-1950) («История экономического анализа»).
Предмет и метод ИЭУ
ИЭУ - наука о развитии экономических знаний. Развитие шло непрямолинейно. Производство знаний с опорой на знания. Предметом ИЭУ является методология ЭУ. ЭТ возникает под воздействием проблемы обмена. ИЭУ выясняет проблему закономерности Э деятельности. ИЭУ использует 3 метода:
I. Исторический метод. Последовательный, придерживается хронологического порядка рассматривать проявления ЭТ, их развитие, изменение. Развитие осуществляется через формирование научных школ. Предметной единицей ИЭУ являлись научные школы:
1. Меркантилистская (до 18 в., Англия) школы носят интернациональный характер 2. Школа физиократов (конец 18 в., Франция) школы носят интернациональный
3. Классическая (Адам Смит) 4. Историческая (сер. 19 в.) 5. Марксистская (2 пол. 19 в.) 6. Австрийская (70 г. 19 в.) 7. Кембриджская и американская 8. Институциональная (нач. 20 в.) 9. Неолиберальная 10. Кейнсианская. ИЭУ изучает не только формирование, но и этапы. ИЭУ - это теория соревнования школ. Каждая школа дает варианты ответов.
II. Логический метод. Каждая школа изучается с точки зрения основных положений. Метод предполагает отбор имен основных представителей школ, что позволяет проследить логику формирования основных положений ЭТ, принципов познания.
III. Критический метод. ИЭУ дает обзор длительных последовательных попыток, систематизации знаний об Э явлениях и формировании на этой основе системы понятий, объясняющих экономическую жизнь. Каждая школа - это века на данном пути. Как оценивать вклад каждой школы на данном этапе: а) по собственной мерке - будут высвечиваться достоинства концепции школы. б) с точки зрения нынешнего знания - каждая школа толкуется как этап заблуждений и ошибок.
2 подхода в оценке школ: 1. Релятивистский - предполагает рассмотрение каждой школы и ее концепции как более или менее точное отражение тогдашних условий. 2. Абсолютистский - следит за интеллектуальным развитием метода. Они видят формирование принципов функционирующей Э и рассматривают весь процесс как единый процесс движения от ошибки к истине, от менее достоверного к более достоверному. Недостаточность рел. подхода связано с тем, что он игнорирует наличие единого предмета у всех школ. Этим предметом является структура и механизм рыночной Э. Абсолютисты игнорируют принципы формирования знаний, методологию. При анализе и оценке Э школ должны учитывать ту оценку, которая они дают друг с другом, т.е. критический метод предполагает взаимное сравнение школ. Использование критического метода позволяет выявить 2 линии во взаимосвязи между школами. 1. Преемственность. 2. Ревизия, отталкивание, неприятие.
Меркантилизм
Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот период “периодом первоначального накопления капитала”. Начало этого периода связывается с началом великих географических открытий, когда появились возможности для расширения внешнеторговых связей, для захвата колоний, для притока золота в страны нарождающегося капитализма. Идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги олицетворяют богатство нации и государства.
Они считали, что приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли, того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Меркантилисты считали, что возможно поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения, т.е. большого предложения рабочей силы.
Источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.
Экономические взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
Аристотель сформулировал ряд положений, которые использовали все Э школы (384-322 д.н.э.) 1. Э деятельность направлена на увеличение богатства. 2. Существуют 2 вида богатства: натуральное (совокупность потребительных стоимостей) и денежное. Накопление натурального имеет границы, денежное не имеет границ. 3. Натуральное богатство - естественное богатство, денежное - искусственное. Аристотель оправдывает простой товарообмен (Т-Д-Т и Д-Т-Д”). 4. Науку, которая изучает естественное богатство, управление им называют Э. Управление искусственным наз. хрематистикой.
Фома Аквинский (1225-1275) - пропагандист Аристотеля. У Аристотеля он перенял все 4 тезиса, но он внес ряд дополнительных положений. Торговлю он считает недостойной, но если она служит помощью бедным, религиозным нуждам, средством существования самого купца, то она допустима. Отдавая деньги взаймы, кредитор лишается возможного дохода от использования денег в иных направлениях, но заемщик, получая выгоду, должен поделиться с кредитором частью дохода. Фома Аквинский в неявном виде формулирует понятие альтернативных издержек, как регулятор формирования %. Фома Аквинский развивает учение о справедливой цене. Цена справедлива, если при ее установлении исходят из 2 принципов: 1. Справедливость сообразна вещи - цена должна возмещать затраты на производство вещи. 2. Цена не может опираться только на 1 вид справедливости, т.к. от управления цены зависит достаток производителя вещи. Цена должна быть справедлива сообразно поддержанию уровня данного слоя.
Физиократы
Земля и сельскохозяйственное производство являются основополагающим в экономике каждого государства – это то положение, из которого исходили физиократы. Физиократия - в переводе с греческого, означает “власть природы”.
Постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.
В теоретическом наследии Ф. Кенэ (основоположник школы физиократов) важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. Источником чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельском хозяйстве. А в промышленности и в других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится, а происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Отсюда следует вывод о бесполезности промышленности как таковой. Промышленность – это “бесплодная отрасль”, она только преобразует вещество природы, не увеличивая богатства. Не случайно физиократия возникла во Франции, так как именно в этой стране большинство населения жило на доходы, получаемые от земледелия.
Физиократы утверждали, что экономические законы так же естественны, как и законы природы. Их не нужно придумывать, их надо познавать, им нужно подчиняться.
В сочинениях Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы. В противовес меркантилистам физиократы отвергали государственное регулирование экономической жизни.
Разное определение и понимание основ экономики является главной причиной разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами. Для меркантилистов основой экономики является торговля, для физиократов - сельское хозяйство. Объединить эти два понятия невозможно, а значит невозможно и придти к общему взгляду на суть экономики как науки в целом.
Классическая школа
Классическая школа политической экономии зародилась в Англии в конце XVII в. - начале XVIII в. в период буржуазной перестройки промышленного производства, когда господство торгового капитала сменилось господством промышленного капитала.
“Классики”, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории.
Формирование экономической науки увязывается с именем и творчеством Адама Смита – величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Именно он создал “первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки”.
Предметом изучения экономической науки А. Смит ставит центральную проблему – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Он считает, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Источником богатства он ставит не торговлю и сферы обращения, а сферу производства, в других работах – “для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности”.
У Смита богатство общества – все то, что создается в материальном производстве. Условие роста богатства – разделение труда, рост его производительности. Рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения и отличаются от естественных цен – цен, определяемых затратами труда на его создание, а в развитом обществе источником стоимости, наряду с трудом становиться капитал и земля, поэтому цена товара складывается из заработной платы, прибыли и ренты. Смит приходит к выводу, что с ростом общественного богатства растут доходы всех классов общества. Деньги – мерило стоимости товара.
Марксизм
Основателем марксизма как течения был Карл Маркс. Главный труд К. Маркса - “Капитал”.
По признанию самого Маркса, как ученый, методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита-Рикардо, немецкой классической философии Гегеля-Фейербаха и французского утопического социализма.
Основное место в учении Маркса занимает концепция базиса и надстройки – не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. По теории Маркса, капитализм, как строй, себя обязательно изживет, но главным в этом является не нарушение рыночных принципов распределения доходов, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации, к войнам. Идеальным Маркс видит социализм и коммунизм. Это его положение зиждется на теории классов, главной идеей которой является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. То есть в своих выводах Маркс, так же как и Рикардо признает два основных класса – класс пролетариев и класс капиталистов.
Схожи позиции Маркса и Рикардо и по некоторым другим вопросам экономики. Так Маркс в своих трудах развивает далее трудовую теорию стоимости Рикардо. Маркс почти полностью разделяет положения Рикардо по поводу сущности и стоимости денег, за исключением - количественной теории. Его главный аргумент- ссылка на непостоянный характер за установленный период времени числа торговых оборотов и оборотов денежной массы.
Историческая школа
Зародилась и получила свое развитие в Германии. Особенностью исторической школы является то, что она рассматривает политическую экономику, как науку о национальном хозяйстве, отстаивает особую роль государства в экономике. Государственные интересы, интересы нации выше интересов личности. Именно в этом у нее серьезные расхождения с классической школой, которая изучает общие законы развития экономики.
Начало исторической школе, как течению положил Фредерик Лист с его “Национальной системой политической экономики”. Здесь Лист дает свою классификацию стадий хозяйственного развития. Он утверждает, что экономика разных стран находится на разных стадиях и подчиняется собственным законам. Именно поэтому для каждой страны существует своя собственная экономическая наука – “национальная экономия”, которая должна определить условия для наиболее быстрого развития производительных сил каждой страны, исходя из национальной специфики.
Фредерик Лист обосновал необходимость протекционизма для стран, встающих на путь индустриального развития. Протекционистские меры должны распространяться только на промышленность. Как только страна разовьет национальную промышленность, следует отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Когда разные страны создадут у себя мощную промышленность, они смогут объединиться.
В данной теории много противоречивого. С одной стороны, необходимость протекционизма, Ф. Лист обосновывал необходимостью достижения экономического благосостояния страны, что само по себе похвально, но с другой стороны, при объединении существует реальная вероятность еще более быстрого достижения того же экономического благосостояния. Поэтому я не могу полностью согласиться с теорией Ф. Листа, что “для объединения стран в будущем, им необходимо сначала отгородиться протекционистскими тарифами”.
Лозаннская школа
К числу маржиналистов первой волны можно отнести Леона Вальраса – профессора Лозаннского университета. В своем основном труде “Элементы чистой политической экономии”, он дает характеристику предельной полезности, считая ее основой ценности товара. Л. Вальрас считается основоположником современного макроэкономического моделирования, так как именно он впервые создал математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Он впервые характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому он по праву считается основоположником “Лозаннской школы” маржинализма.
Математическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
Маржинализм. Австрийская школа
Маржинализм (marginal - предельный) – теория, использующая для объяснения экономических закономерностей предельные величины. Первой маржиналистской теорией была концепция предельной полезности К. Менгера. Ценность блага зависит не от затрат на производство, а от важности потребности, которую это благо удовлетворяет. Менгер обосновал принцип снижающейся полезности, согласно которому ценность блага определяется как наименьшая полезность, которой обладает последняя единица в данном запасе благ.
В своем фундаментальном труде “Основания политической экономии” Менгер делит экономические блага на порядки и обосновывает принцип комплементарности (дополняемости) производительных благ. Непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а блага более высокого порядка выступают в качестве средств производства для благ более низкого порядка. Так, например, для производства хлеба (благо первого порядка) необходимо иметь благо второго порядка (вода, топливо). Хлеб не будет произведен в данном случае даже при наличии благ всех остальных порядков (третьего…). Экономическим благом Менгер считал только то благо, потребность в котором превышает предложение.
Кембриджская и американская школы
Кембриджская и американская школы очень близки, их иногда называют англо-американской школой. Они относятся к неоклассическому направлению.
Альфред Маршалл – один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер “кембриджской школы” маржинализма. В своем основном труде “Принципы экономикс” попытался примирить классическую и австрийскую школы, трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Маршалл ввел понятие “цена равновесия”.
Джон Бейтс Кларк – основатель “американской школы” маржинализма. Наиболее значимыми из работ Кларка являются “Философия богатства” и “Распределение богатства”.
Для Кларка разделение всего дохода на общества на различные виды (заработная плата, процент и прибыль) непосредственно и целиком является “предметом экономической науки”. Названные виды дохода, считает Кларк. Получаются соответственно “за выполнение работы”, “за предоставление капитала”, “за координирование заработной платы и процента”. Дж. Б. Кларк разработал концепцию распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства – “закон предельной производительности Дж.Б. Кларка”. Данный закон, по мнению ученого, имеет место в условиях свободной конкуренции. При неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начнет снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности, т. е. процент определяется продуктом конечного приращения капитала, а заработная плата определяется продуктом конечного приращения труда. Из этого закона Кларк делает социальные выводы. Рабочие не должны требовать увеличения занятости, так как наем дополнительных рабочих при том же капитале понижает их отдачу и приводит к уменьшению заработной платы.
Институционализм
Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают так же духовные , моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте, т. е объекты исследования , институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.
Общественный институт – это структура, организация, установление, с помощью которого реализуется общественная и личная жизнь, обеспечивается преемственность и стабильность в обществе. Политические институты- государство, суд, армия; религиозные институты – церковь, обряд; экономические институты – разделение труда, собственность, деньги, кредит, торговля. Сторонники институционализма признают важность всех видов институтов для развития экономики.
Институционализм являет собой качественно новое направление экономической мысли. Институционалисты поддерживают идею государственного регулирования экономики, отвергают способность капиталистической системы к саморегулированию.
Кейнсианство
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, так как основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. Отсюда берут свое начало два течения – кейнсианство и неолиберализм. Рассмотрим первое течение поподробнее.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – выдающийся ученый-экономист современности. Его книга “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) уже в 30-е годы послужила теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих экономистов эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в. И во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.
Новаторство экономического учения Кейнса проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, во-вторых, в обосновании “психологического закона”. Дж.М.Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. Т.Е. психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.
Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект – “Эффект мультипликатора”. Это означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.
Теории монополии и конкуренции
В начале ХХ в проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Следствием усилившейся монополистической организации бизнеса и хозяйственной жизни стал, продолжавшийся в течение 1929-1933гг мировой экономический кризис.
Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро. Экономисты всего мира не могли обойти эту интереснейшую тему. Появилось много работ, в которых давались различные оценки взаимоотношениям монополии и конкуренции.
Р.Гильфердинг (1877-1941гг.) в “Финансовом капитале” утверждал, что особенно сильны банковские монополии, и что в результате скрещивания банковского и промышленного капиталов образуется “финансовый капитал”, а на смену капитализму и свободной конкуренции приходит “финансовый капитализм”. Международные монополии образуют мировое хозяйство, таким образом, что устраняется соперничество между странами, как экономическое, так и политическое.
К. Каутский (1854-1938гг.) считал, что особенно сильны промышленные монополии. В разных странах, стремясь захватить и поделить мировые рынки, промышленные монополии образуют единый мировой картель. Всемирный картель обеспечивает планомерное регулирование мирового хозяйства.
В.И.Ленин (1870-1924гг.) считал, что господство монополий обостряет противоречия капитализма. Монополистическая конкуренция гораздо более жесткое явление, чем свободная конкуренция, так как размеры конкурирующих предприятий огромны, а потери разрушительны. Господство монополий, с другой стороны, вызывает застой в техническом прогрессе, так как нет стимулов к обновлению производства, отсюда недогрузка мощностей, уничтожение продукции, для поддержания монопольно высоких цен, что в свою очередь тормозит развитие производительных сил. В конечном итоге неминуема социалистическая революция и замена капитализма более прогрессивным общественным строем.
В теориях экономистов начала ХХ в. Наблюдается противопоставление монополии и конкуренции, делаются прогнозы о глобальных изменениях в экономической жизни, которые произойдут в результате господства монополий. Но в начале 20-х годов нашего столетия взгляды ученых изменились.
Й.Шумпетер (1883-1950) утверждал, что монополии – крупные фирмы, органически включающие в себя подразделения, заботящиеся о внедрении НТП. Возникает “эффективная монополия” - источник экономического роста и технического прогресса, она основывается на снижении издержек производства и повышении качества продукции.
Неоклассический синтез
На протяжении двух последних столетий и до сегодняшнего дня борьба с массовой безработицей и инфляцией была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государств с рыночной организацией. Именно это, как утверждает автор всемирно известного учебника “Экономикс” П.Самуэльсон, побуждает современные демократические страны , располагающие как фискальными и кредитно-денежными инструментами, так и политической возможностью, использовать их, чтобы преодолеть хронические резкие спады и “галопирующие” инфляции. Это приводит к неоклассическому синтезу.
“Неоклассический синтез” - это по существу, сочетание современных неокейнсианских и неолиберальных положений и истин с предшествовавшими им ранними неоклассическими, а так же с некоторыми постулатами классической политической экономии прежде всего в связи с “современными теориями формирования доходов”. П.Самуэльсон попытался соединить неоклассическую теорию и кейнсианство, факторы, обеспечивающие оптимальный уровень производства и факторы, активизирующие спрос. Этим П.Самуэльсон преодолевает разрыв между микро- и макроэкономикой. Основная идея П.Самуэльсона состоит в том, что когда достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования. Ученый соединяет денежно-кредитную и бюджетную политику государства, считает, что жесткая денежная политика борьбы с инфляцией может разрушить производство. Не нужно противопоставлять, наоборот, объединять, синтезировать подходы: сочетать достижение краткосрочных целей с решением долгосрочных задач, достижение эффективности производства увязывать с решением социальных проблем, использовать в зависимости от обстановки и денежно-кредитные и бюджетные методы.
Неолиберализм
Это течение экономической мысли, основной принцип которого – экономический либерализм, заложенный еще А.Смитом, состоит в сведении к минимуму государственного воздействия на экономику. Неолиберализм – это экономический либерализм нашего времени, самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберализм основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободы конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Монетаризм
Монетаризм – направление в экономической науке, придающее особое значение деньгам (англ. monetary - денежный). В 70-е годы мировую экономику потряс сильнейший экономический кризис. Главным стала инфляция на фоне общего сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, а дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в пользу монетаризма. Монетаризм провозглашает незыблемость основ рыночной экономики: свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Монетаристы считают, что рынок по-прежнему остается саморегулирующейся системой, а область вмешательства государства нужно ограничить денежной сферой.
2. Главные направления современной экономической мысли
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.
Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали неспособность свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы. Вследствие этого появляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства. Когда в 70— 80-х годах чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова приобрело актуальность и сохраняет ее до настоящего времени. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».
Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм — теория, исходящая из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.
Американский ученый Милтон Фридмеп (род. в 1912 г.) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике, проводимой Р. Рейганом в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки», По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
Неоконсервативное (неоклассическое) направление, которое является одним из ведущих в современной экономической науке, представлено неолиберализмом и современными концепциями неоконсерватизма: монетаризмом, экономикой предложения и рациональных ожиданий.
Широкое распространение идей данного направления и перестройка на его основе в 80-е годы экономической политики ведущих государств мира обусловлены изменениями в стратегии и механизме государственного регулирования экономики, вызванными выработкой новой системы связей между государством и частным капиталом; регулированием и конкуренцией; сменой целей экономической политики. Перестройка системы государственного регулирования основывалась на синтезе принципов
неолиберализма и традиционного консерватизма.
Неолиберализм предполагает проведение мер по укреплению и расширению либеральной системы рыночной экономики, освобожденной от чрезмерного вмешательства государства, сдерживающего функционирование рынка.
«Новая классическая» макроэкономика и теория рациональных ожиданий
Усиление консервативных тенденций и субъективизма в экономической теории, стремление к формализации и математизации анализа предопределили появление нового направления, получившего название новой классики, которая нацелена против неправильного представления о поведении людей в условиях неопределенности, о природе их ожиданий, формируемых в процессе взаимодействия друг с другом.
Основными чертами «новой классики» являются: высокая степень абстракции, сознательная ориентация на построение моделей и решение математических задач, стремление с помощью формальных приемов возродить идеи концепции общего равновесия.
Главной целью исследований выступает построение модели, используя идею о специфическом характере ожиданий экономических субъектов, их способности предсказывать будущее. Экономические субъекты получают информацию, которую они перерабатывают, оценивают, на основании которой обучаются. Однако в зависимости от их социального положения, профессиональных навыков, опыта, традиций и «правил игры» они по-разному реагируют на внешние события, происходящие и ожидаемые перемены, следовательно, принимают различные решения. Поэтому новые классики считают необходимым учитывать социальную психологию экономических субъектов, реакцию производителей и потребителей на происходящие и ожидаемые результаты.
- 1Предмет и метод иэу
- 3.Меркантилизм- ранний и поздний. Его прогрессивность и ограниченность.
- 4.Экономическая теория физиократов. Ф.Кенэ.
- 5. Экономическое учение а.Тюрго.
- 6.Возникновение классической политической экономии в 18-19вв в Англии и Франции.
- Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции
- 2. Исторические условия формирования идей а. Смита
- 3. Методология а. Смита
- 1. Теория разделения труда, обмена и денег
- 2. Концепция стоимости
- 3. Учение о прибыли
- 4. Теория производительного и непроизводительного труда
- 5. Капитал основной и оборотный
- 6. Воспроизводство общественного капитала. Догма а. Смита
- 7. Учение о заработной плате
- 8. Земельная рента
- 9. Вопросы экономической политики в теории а. Смита
- 8.Экономические взгляды д.Рикардо.
- 9. Экономическая мысль начала 19 в во Франции- теория ж.Б.Сей, т.Мальтус.
- 10.Мелкобуржуазная политическая экономия во Франции- Симон де Сисмонди,п. Прудон.
- 1.2. Предмет и метод изучения
- 1.3. Теория производительного труда
- 1.4. Теория разделения труда
- 1.5. Теории народонаселения и доходов.
- 1.6. Теория воспроизводства.
- 2. Экономическое учение п. Прудона
- 2.1. Метод изучения
- 2.2. Теория народонаселения
- 2.3. Теория разделения труда
- 2.4. Теория конституированной стоимости
- 2.5. Теория доходов
- 2.6. Теория воспроизводства
- 2.7. Теория реформ
- 11.Социалисты- утописты. Сен-Симон, ш.Фурье.
- 2.2. Шарль Фурье
- 12.Р.Оуэн и его экономические взгляды
- 13.Причины возникновения и сущность марксизма.
- Социально-экономические и научные предпосылки возникновения марксизма. Сущность и основные этапы развития философии марксизма.
- Общая характеристика
- Марксизм.
- 14. «Капитал»-экономическое учение к. Маркса.
- 16.К.Менгер-основоположник австралийской школы маржинализма.
- 17.Л.Вальрас – основоположник лозаннской школы.
- 19.Экономические взгляды а.Маршала(англ. Экономист.)
- 2. Механизм рыночного формирования цен
- 3. Концепция эластичности спроса
- 4. Теория предложения
- 5. Концепция издержек.
- 6. Вывод
- 20.22 Экономическое учение т.Веблена(англ. Экономист)
- 21.Русская экономическая мысль. А.Радищев, п.И.Пестель, н.Г.Чернышевский.
- 23.Экономические взгляды Дж.Коммонса
- 24.Экономические взгляды у.Митчела.
- 25.Причины появления теории д. Кейнса
- 26.Экономическое учение д. Кейнса.
- Глава 1. Методологические концепции Дж. М. Кейнса.
- 1.1. Предмет и метод изучения.
- 1.2. Психологические склонности человека.
- 1.3. Основной психологический закон.
- 28.Монетаризм и причины его появления.
- Причины возникновения и основные постулаты монетаризма
- 29.Экономические взгляды м. Фридмена.
- 30.Зарождение истории экономических учений.