20.22 Экономическое учение т.Веблена(англ. Экономист)
Торстейн Веблен (1857-1929) - американский экономист, социолог. Родился в семье крестьянина. Окончил университет в Йейле (США). В 1899 году издал работу "Теория праздного класса" и через год стал младшим профессором Чикагского университета. Был затем также профессором Стенфордского и Миссурийского университетов.
В начале 20-х годов Т.Веблен переходит в Новую школу социальных исследований.
Главными работами Т.Веблена считаются "Теория делового предпринимательства" (1904 г.), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914 г.).
Основой развития общества Т.Веблен считал психологию коллектива. Основываясь на этом положении, он формулирует психологическую теорию экономического развития - трактовать экономические явления нужно с социологической и исторической позиций.
Модель "экономического человека" А.Смита, по мнению Т.Веблена, безнадежно устарела.
Человек - не машина для исчисления ощущений, поэтому нельзя представить поведение человека в виде математических уравнений. Экономическое поведение человека зависит от норм поведения, традиций, родительских чувств, духа соперничества, подсознательных мотивов и т. д.
Т.Веблена с полным правом можно отнести к основателям науки "экономическая социология". Т.Веблен отождествлял закономерности развития общества с биологическими закономерностями и стоял на позициях эволюционного развития общества. В дальнейшем это направление получило название дарвинизм.
Т.Веблен ввел понятие престижного потребления, получившее название "эффект Веблена". Престижное потребление характерно для крупных собственников. Товары для этого класса ценятся по тому, насколько владение ими (товарами) отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых.
Всего 2 продукта нарушают обмен веществ. Не ешьте их и живот уйдет сам!
Это может быть УДАРОМ для Вас! Вся жизнь в 5-ти линиях на ладони
Отсюда Т.Веблен делает вывод о том, что рыночную экономику характеризует расточительство, завистливое сравнение, занижение производительности.
Основным противоречием капитализма, по Т.Веблену, является противоречие между индустрией и бизнесом. К индустриалам относятся инженеры и другие участники производственного процесса. Их целью является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели. Их цель - получение максимальной прибыли. Бизнес подчинил себе промышленность.
Т.Веблен был сторонником индустриалов и противником бизнесменов, то есть технократом. Он считал, что будущее за обществом, освобожденным от бизнеса и функционирующим в интересах всего социума.
Для разрешения противоречия Т.Веблен предлагал провести акт протеста инженерно-технических работников
- 1Предмет и метод иэу
- 3.Меркантилизм- ранний и поздний. Его прогрессивность и ограниченность.
- 4.Экономическая теория физиократов. Ф.Кенэ.
- 5. Экономическое учение а.Тюрго.
- 6.Возникновение классической политической экономии в 18-19вв в Англии и Франции.
- Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции
- 2. Исторические условия формирования идей а. Смита
- 3. Методология а. Смита
- 1. Теория разделения труда, обмена и денег
- 2. Концепция стоимости
- 3. Учение о прибыли
- 4. Теория производительного и непроизводительного труда
- 5. Капитал основной и оборотный
- 6. Воспроизводство общественного капитала. Догма а. Смита
- 7. Учение о заработной плате
- 8. Земельная рента
- 9. Вопросы экономической политики в теории а. Смита
- 8.Экономические взгляды д.Рикардо.
- 9. Экономическая мысль начала 19 в во Франции- теория ж.Б.Сей, т.Мальтус.
- 10.Мелкобуржуазная политическая экономия во Франции- Симон де Сисмонди,п. Прудон.
- 1.2. Предмет и метод изучения
- 1.3. Теория производительного труда
- 1.4. Теория разделения труда
- 1.5. Теории народонаселения и доходов.
- 1.6. Теория воспроизводства.
- 2. Экономическое учение п. Прудона
- 2.1. Метод изучения
- 2.2. Теория народонаселения
- 2.3. Теория разделения труда
- 2.4. Теория конституированной стоимости
- 2.5. Теория доходов
- 2.6. Теория воспроизводства
- 2.7. Теория реформ
- 11.Социалисты- утописты. Сен-Симон, ш.Фурье.
- 2.2. Шарль Фурье
- 12.Р.Оуэн и его экономические взгляды
- 13.Причины возникновения и сущность марксизма.
- Социально-экономические и научные предпосылки возникновения марксизма. Сущность и основные этапы развития философии марксизма.
- Общая характеристика
- Марксизм.
- 14. «Капитал»-экономическое учение к. Маркса.
- 16.К.Менгер-основоположник австралийской школы маржинализма.
- 17.Л.Вальрас – основоположник лозаннской школы.
- 19.Экономические взгляды а.Маршала(англ. Экономист.)
- 2. Механизм рыночного формирования цен
- 3. Концепция эластичности спроса
- 4. Теория предложения
- 5. Концепция издержек.
- 6. Вывод
- 20.22 Экономическое учение т.Веблена(англ. Экономист)
- 21.Русская экономическая мысль. А.Радищев, п.И.Пестель, н.Г.Чернышевский.
- 23.Экономические взгляды Дж.Коммонса
- 24.Экономические взгляды у.Митчела.
- 25.Причины появления теории д. Кейнса
- 26.Экономическое учение д. Кейнса.
- Глава 1. Методологические концепции Дж. М. Кейнса.
- 1.1. Предмет и метод изучения.
- 1.2. Психологические склонности человека.
- 1.3. Основной психологический закон.
- 28.Монетаризм и причины его появления.
- Причины возникновения и основные постулаты монетаризма
- 29.Экономические взгляды м. Фридмена.
- 30.Зарождение истории экономических учений.