logo search
Лекции Эконом СТРАТЕГИЯ фирмы

4.8 Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы

Во внешнеэкономической деятельности выделяют следующие основные направления [7]:

- экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;

- валютно-финансовые и кредитные операции;

- создание и участие в деятельности совместных предприятий;

- международный маркетинг;

- мониторинг национальной экономической политики и экономики мик-рохозяйственных связей.

Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.

Выделяют следующие способы достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы на зарубежных товарных рынках:

- поставки товаров, услуг на рынок страны с развертыванием торгово-сбытовой сети фирмы в стране;

- прямые капитальные вложения в экономику страны для строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров;

- приобретение уже существующих предприятий, которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров.

При оценке вариантов внешнеэкономической деятельности на конкретном зарубежном рынке принимают во внимание следующие критерии:

- политическая и экономическая стабильность;

- издержки производства;

- транспортная инфраструктура;

- государственные льготы и стимулы;

- наличие квалифицированной и в то же время относительно дешевой рабочей силы;

- емкость рынка данной страны;

- наличие торговых ограничений;

- наличие требуемых поставщиков сырья, материалов и т.д.

Выработка стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы включает в себя следующие процедуры [7]:

1. Сканирование мирового рынка;

2. Определения глобальных и локальных целей внешнеэкономической деятельности;

3. Выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей;

4. Приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями;

5. Выработка вариантов наиболее эффективного способа достижения це-лей внешнеэкономической деятельности;

6. Выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных трансакций.