logo
Лекции Эконом СТРАТЕГИЯ фирмы

5.7 Реализация стратегии

Для выбранной стратегии обычно создается план ее реализации, который содержит [1,2,14]:

- перечень основных этапов работы;

- их временные рамки;

- распределение ответственности;

- описание механизма привлечения и использования ресурсов;

- требования к персоналу и методам его мотивации;

- перечень обстоятельств, которые нужно постоянно контролировать;

- ключевые критерии, позволяющие судить об успехе организации.

С целью реализации того или иного стратегического плана руководство организации дополнительно вырабатывает тактику, политику, процедуры и правила поведения в той или иной ситуации [3,4].

По своей сути, тактика, как бы является краткосрочной стратегией, позволяющей добиваться промежуточных целей выбранной стратегии. Рассмотрим некоторые характеристики тактических планов:

- тактику вырабатывают в развитие стратегии;

- в отличие от стратегии тактика обычно вырабатывается на уровне руководства среднего звена;

- тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия

- в то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются достаточно быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

Дополнительным ориентиром, призванным избежать дезорганизацию в стратегии и тактике, выступает политика.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. По словам Штейнера и Майнера: « Политику можно представить в качестве «кодекса законов», который определяет в каком направлении могут осуществляться действия... Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать». При выработке политики, необходимо помнить, что политика должна обязательно оставлять определенную свободу для выбора оптимальных решений в тех или иных ситуациях.

Когда в управленческой деятельности одной политики бывает недостаточно руководство разрабатывает определенные процедуры поведения в определенных ситуациях. В частности, когда ситуация при принятии решений имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую прибегает к испытанному временем способу действий и вырабатывает стандартные указания. Выраженные формально они называются процедурами.

Когда успешная реализация плана напрямую зависит от точного выполнения задания, то есть конкретных действий конкретными способами, руководство прибегает к выработке и использованию в текущей деятельности определенных правил, которые точно определяют, что должно быть сделано в конкретной специфической единичной ситуации.

Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

Одной из основных задач экономической стратегии является наиболее эффективное распределение ресурсов. Планы помогают распределять действия, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые, по мнению руководства, способствуют достижению целей. Однако в планах часто остаются нерешенными фундаментальные вопросы - какие именно ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Чтобы ответить на данные вопросы, используют бюджеты.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.

Для эффективного управления реализацией стратегией фирмы в науке управления рекомендуют использовать такой метод управления как управление по целям [3,14]. Один из приверженцев данного метода Антони Райа сформулировал его как «ориентированную на результаты» философию управления, где выделяется значение достижений и результатов». Управление по целям можно описать как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов:

1. Выработка четких, кратких формулировок целей

2. Разработка реалистичных планов их достижения

3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов

4. Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.