4.8 Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы
Во внешнеэкономической деятельности выделяют следующие основные направления [7]:
- экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;
- валютно-финансовые и кредитные операции;
- создание и участие в деятельности совместных предприятий;
- международный маркетинг;
- мониторинг национальной экономической политики и экономики мик-рохозяйственных связей.
Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.
Выделяют следующие способы достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы на зарубежных товарных рынках:
- поставки товаров, услуг на рынок страны с развертыванием торгово-сбытовой сети фирмы в стране;
- прямые капитальные вложения в экономику страны для строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров;
- приобретение уже существующих предприятий, которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров.
При оценке вариантов внешнеэкономической деятельности на конкретном зарубежном рынке принимают во внимание следующие критерии:
- политическая и экономическая стабильность;
- издержки производства;
- транспортная инфраструктура;
- государственные льготы и стимулы;
- наличие квалифицированной и в то же время относительно дешевой рабочей силы;
- емкость рынка данной страны;
- наличие торговых ограничений;
- наличие требуемых поставщиков сырья, материалов и т.д.
Выработка стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы включает в себя следующие процедуры [7]:
1. Сканирование мирового рынка;
2. Определения глобальных и локальных целей внешнеэкономической деятельности;
3. Выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей;
4. Приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями;
5. Выработка вариантов наиболее эффективного способа достижения це-лей внешнеэкономической деятельности;
6. Выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных трансакций.
- Тема 5. Основы стратегического управления фирмой 35
- Тема 1. Сущность стратегии. Место и роль стратегии в управлении фирмой
- Тема 2. Конкурентное состояние рынка и основные теории конкурентных преимуществ
- 2.1 Теория конкурентных сил м. Портера
- 2.2 Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 2.3 Конкурентное преимущество и его детерминанты
- 2.4 Поддержание конкурентного преимущества фирмы
- Тема 3. Основные типы стратегий, разрабатываемые фирмой
- 3.2 Конкурентные стратегии фирмы
- 3.3 Функциональные стратегии фирмы
- Тема 4. Экономическая стратегия фирмы
- 4.1 Сущность и основные задачи экономической стратегии
- 4.2 Товарная стратегия
- 4.3 Стратегия снижения трансакционных издержек
- 4.4 Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов
- 4.5 Стратегия ценообразования
- 4.6 Стратегия снижения производственных издержек
- 4.7 Стратегия инвестиционной деятельности фирмы
- 4.8 Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы
- 4.9 Стратегия поведения на рынке денег и ценных бумаг
- 4.10 Стратегия стимулирования персонала фирмы
- Тема 5. Основы стратегического управления фирмой
- 5.1 Процесс стратегического управления
- 5.2 Миссия и цели организации
- 5.3 Оценка и анализ внешней среды
- 5.4 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон
- 5.5 Выработка и анализ стратегических альтернатив
- 5.6 Выбор стратегии
- 5.7 Реализация стратегии
- 5.8 Оценка стратегии