logo search
51-75

61.Содержание, задачи и этапы комплексной системы подготовки производства.

Главная задача подготовки производства — создание и организация выпуска новых изделий. Для ее решения необходимо четко сочетать все многообразные процессы подготовки производства, рационально соединять личные и вещественные элементы процесса создания новой техники, определять экономические отношения между участниками работ по подготовке производства. Возникает необходимость организовывать процессы подготовки производства.

Система подготовки производства — это объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей и совокупность процессов научного, технического, производственного и экономического характера для разработки и организации выпуска новой или усовершен- ствованной продукции.

Организация подготовки производства выражается в следующих видах деятельности:

•определение цели организации и ее ориентация на достижение этой цели;

• установление перечня всех работ, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели по созданию конкретных видов новой продукции;

• создание или усовершенствование организационной структуры системы подготовки производства на предприятии;

• закрепление каждой работы за соответствующим подразделением (отделом, группой, цехом и т.п.) предприятия;

• организация работ по созданию новых видов продукции во времени;

• обеспечение рациональной организации труда работников и необходимых условий для осуществления всего комплекса работ по подготовке производства к выпуску новой продукции;

• установление экономических отношений между участниками процесса создания новой техники, обеспечивающих заинтересованность ученых, инженеров и производственников в создании и освоении технически прогрессивной и экономически эффективной техники и ускоренной организации ее промышленного производства.

Большинство промышленных предприятий, за исключением предприятий добывающих и некоторых других отраслей, неразрывно связанны с необходимостью постоянного обновления, замены и модернизации выпускаемой продукции, разработки технологических процессов.

Подготовка производства представляет собой деятельность различных коллективов по разработке и реализации в производстве инноваций-продуктов для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Она включает:

цикл научных исследований;

техническую подготовку производства.

При подготовке производства решаются многие технико-экономические задачи, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость , себестоимость и капиталоемкость продукции, улучшить ее технико - экономические характеристики, находить пути удовлетворения потребности в ресурсах, выбирать формы организации труда и системы его материального стимулирования, составлять калькуляции и сметы на ее изготовление, сокращать длительность производственного цикла. Важным видом деятельности предприятия по организации подготовки производства является создание условий для реализации всего комплекса мероприятий, удовлетворяющих требованиям ускоренного развития научно-технического прогресса, повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции.

Независимо от характера выпускаемой продукции, подготовка её производства требует материального и организационного обслуживания, строгого соблюдения технологической дисциплины . Материальное обслуживание предусматривает обеспечение производства всеми материальными ресурсами ( оборудованием, инструментом и приспособлениями, сырьем и материалами, топливом, энергией и др.) и находит свое выражение в организации материально- технического обеспечения, комплексного изучения процессов, происходящих на рынке ( маркетинга); организационное – подбор, подготовку и расстановку кадров, совершенствование организации труда в организации труда и его стимуляции, управлении трудовыми коллективами; технологическая дисциплина - выполнение точного соответствия процесса изготовления ( ремонта) продукции заданным требованиям в технологической и конструкторской документации.

Основным содержанием подготовки производства новых видов продукции является выполнение следующих этапов( стадий):

технический маркетинг, составляющий сущность маркетинговой деятельности на рынке товаров и услуг производственного назначения, связанной прежде всего с удовлетворением потребности предприятия в машинах и оборудовании, сырье и материалах, новых технологиях, лицензиях, а также инжиринге, лизинге и других промышленных услугах;

научные исследования;

проектно-конструкторские и опытно - экспериментальные работы по созданию и доводке образцов новой продукции, образующие конструкторскую подготовку производства;

технологическая подготовка, включая разработку технологии, проектирование расстановки оборудования, производственных потоков, конструирование и изготовление специальных инструментов , оснастки, испытания , наладку;

комплекс организационных и производственно-технических работ, включая подготовку кадров, материально-техническое обеспечение, финансирование и др.

Для сокращения ее сроков часто используют параллельный и параллельно-последовательный способы выполнения работ, когда, например, второй этап начинается раньше, чем заканчивается первый, а третий - раньше, чем заканчивается второй. Такой порядок выполнения работ сокращает сроки разборки и освоения в производстве новых изделий. Вместе с тем параллельное выполнение работ не должно ухудшать ее качество. А поскольку при создании новой продукции ( изделий) часто используется значительное количество стандартных и унифицированных деталей и сборочных единиц, типовых проектов, то переход к следующему этапу подготовки производства, когда еще не по всем деталям, сборочным единицам выполнен предыдущий этап, может оказаться эффективным.

В условиях конкуренции товарная политика предприятия должна быть направлена на перспективу. Деятельность промышленного предприятия в современных условиях должна быть подчинена требованию постоянного улучшения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции, своевременного ее обновления с учетом запросов и требований потребителей. При этом необходимо учитывать, что любой товар со временем уходит с рынка, и необходимо заблаговременно готовиться к выпуску нового. Планомерное и своевременное обновление продукции способствует созданию и закреплению на рынке конкурентных преимуществ предприятия. Выпуску новой продукции предшествует большой комплекс работ, получивший название подготовки производства. Включает в себя следующие этапы:

- маркетинговая научно-исследовательская подготовка;

- техническая подготовка ( конструкторская и технологическая);

- организационная подготовка;

- экономическая подготовка

Главная цель системы комплексной подготовки производства к выпуску новой продукции заключается в обеспечении полной готовности предприятия к выпуску продукции установленного качества и количества с минимально возможными издержками. Основные задачи комплексной подготовки производства к выпуску новой продукции: - создание конструкций, изделий с высокими технико-экономическим показателями; - внедрение прогрессивной технологии и передовых методов организации производства; - создание условий для рентабельной и ритмичной работы предприятия в процессе освоения серийного выпуска нового изделия; - максимальное сокращение затрат, длительности цикла подготовки и освоения новых изделий.