60.Современная система требований к деятельности менеджера с позиции лидерства. Классификация стилей управления.
Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства. Каждый менеджер прекрасно понимает, что помимо полномочий для успешного управления необходимы авторитет и уважение, которые помогают решать проблемы, искусство деловых коммуникаций, взаимоотношений с подчиненными, понимания ими намерений и позиций менеджера. Все это соединяется в проблеме лидерства, которая волнует многих исследователей управления. Проблема лидерства и на Западе и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.
Лидерство – это условия формирования, проявления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, благоприятных человеческих качеств.
Лидерство – это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от, его полномочий, лидерство – это особый тип отношения к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Это признание строится, как правило, независимо от того, имеет или не имеет этот человек полномочия на управления.
Лидером может быть каждый, которого признает коллектив в качестве такового.
Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице. Но это встречается не очень часто. Бывают случаи, когда формальные полномочия и необходимость их реализации в полном объеме мешают менеджеру стать лидером. Действует фактор формальной ответственности, исполнительства решений более высокого уровня управления. Тогда в коллективе возникает неформальный лидер. В этих условиях может быть два варианта взаимоотношений формального и неформального лидера: либо противоборств и противостояние их, либо установление дружеских взаимоотношений, направленных на достижение общей цели управления. Конечно, второй вариант наиболее приемлем, но его возникновение зависит от искусства управления, от менеджера и самого неформального лидера.
Если начнут действовать амбиции, скрытые личные интересы, у менеджера самолюбие и амбиции, а у неформального лидера стремление к формальному закреплению своего лидерства, стремление к полноте власти, тогда возникает, как правило, тяжелый конфликт, в который оказываются втянутыми все сотрудники и который снижает эффективность управления или даже вообще разрушает систему управления.
Стиль управления – это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает истоки деловых взаимоотношений в коллективе, те подходы к реализации функций управления, которые определяются деятельностью менеджера. Стиль управления – это взаимодействие приоритетов и ориентиров в деятельности менеджера и персонала управления, это совокупность отношений к людям, отношений к делу, организации индивидуальной деятельности, образ менеджера. Стиль управления – это то, из чего складывается лидерство, потому что именно в реализации определенного стиля управления возникает лидерство в качестве комплекса таких признаков, как уважения, признание и авторитет.
Стиль управления – это не только характеристика деятельности менеджера, это общая характеристика управления как такового. Стиль – это и лидерство, и методы управления, и организация деятельности, и отношение сотрудников и персонала к целям управления.
Стиль управления – это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиций менеджера относительно целей, средств и возможностей их достижения, отношений к персоналу, системы ценностей и деловой активности.
Стили управления могут быть различными, поэтому необходима их классификация, которая способствует их оценке, пониманию и сознательному формированию наиболее эффективного стиля управления (рис. 27).
Хорошим стилем управления является такой стиль управления, при котором каждый работник чувствует свою необходимость и ценность, имеет возможность для реализации своих способностей и достижения своих интересов. Но хороший стиль еще не означает идеальный. Существует множество хороших стилей и все они различны. Да к тому же само понятие хорошего стиля весьма относительно, в одних условиях это может быть стиль хорошим, в других – плохим. Например, стиль управления, приемлемый и успешный в условиях антикризисного управления, может быть малоуспешным в условиях стабильного управления и наоборот.
Классификация стилей управления обычно представляются в теориях стилей руководства, при этом сами теории различно группируются современными авторами.
Одной из наиболее полных и точных классификаций теории стилей управления является - американская . Она выделяет следующие подходы к изучению как руководства в целом, так и его стилей в частности:
1) качественный подход (Trait Approach);
2) поведенческий подход (Behavioral Approach);
3) ситуативный подход (Situational Contingency Approach).
- 51.Производительность труда на предприятии: понятие, показатели.
- 52.Производительность труда, факторы ее роста. Заработная плата. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- 53.Производственная программа и производственная мощность предприятия. Результат производства. Производственная мощность
- Стоимостные показатели объемов продукции
- 54.Роль налогов в рыночной экономике, функции налогов. Принципы налогообложения.
- 55.Рынок недвижимости: методы исследования, ценообразования, структура и механизм функционирования.
- 56.Себестоимость продукции предприятия. Группировка затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Резервы снижения себестоимости.
- 2. Классификация затрат по экономическим элементам.
- 3. Классификация затрат по статьям калькуляции.
- 57.Система «Директ-костинг». Сущность, назначение.
- 58.Система гарантий участников лизинговых сделок.
- 59.Система организации международных расчетов.
- 60.Современная система требований к деятельности менеджера с позиции лидерства. Классификация стилей управления.
- 1. Качественный подход
- 2. Бихевиористский подход
- 61.Содержание, задачи и этапы комплексной системы подготовки производства.
- 62.Состав, виды и формы лизинговых платежей.
- 63.Социально-экономическая сущность и значение финансов населения.
- 64.Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе (способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц).
- 1.2.1 Способ цепной подстановки
- 1.2.2 Способ абсолютных разниц
- 1.2.3 Способ относительных разниц
- 65.Способы измерения влияния факторов на результативный показатель в экономическом анализе.
- 66.Спрос и предложение на рынке товаров и услуг.
- 67.Существующие модели рынка и их условия функционирования.
- 68.Сущность и тенденции развития первичного и вторичного рынка ценных бумаг.
- 69.Сущность инвестиций. Понятия: инвестиции, инвестиционная деятельность, капитальные вложения. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
- 70.Типы и методы организации производства.
- 2.Методы организации производства
- 71.Традиционные способы обработки экономической информации: способ сравнения, способ группировки, относительные и средние величины, балансовый способ, графический способ.
- 72.Управление привлечением денежных ресурсов. Финансовый рычаг.
- 73.Управление себестоимостью: цели и содержание. Затраты на производство: определение, состав, классификация.
- 1. Виды и классификация затрат на производство
- Общая схема классификации затрат на производстве
- Классификация затрат на производство продукции
- 74.Учет фактора времени. Дисконтирование денежных потоков.
- 1. Расчет значений дисконтированных денежных потоков pv
- 75.Факторы макро и микросреды, оказывающие влияние на развитие предприятия.