75.Факторы макро и микросреды, оказывающие влияние на развитие предприятия.
Маркетинговая среда: состав, характеристика и динамика.
Каждое предприятие находится в условиях, которые постоянно изменяются.
Маркетинговая среда — совокупность активных субъектов и сил, которые действуют за пределами фирмы, влияют на ее стратегию и не подпадают под непосредственный контроль.
Чтобы успешно функционировать на рынке, предприятие должно четко определить параметры исследования внешней среды и выбрать факторы, которые существеннее всего влияют на деятельность фирмы. Это факторы ее макро- и микросреды.
Внешняя среда предприятия — совокупность субъектов хозяйствования, экономических, общественных и естественных условий, которые действуют в глобальном окружении. В зависимости от характера влияния разнообразных факторов внешнюю среду разделяют на макро- и микросреда.
Макросреда охватывает материально-технические и экономические условия, общественные отношения и другие факторы, которые влияют на деятельность предприятия опосредствовано. К ним принадлежат демографические, экономические, политические и другие факторы, которые постоянно изменяются и являются источником постоянной обеспокоенности для фирмы.
Микросреда — среда прямого влияния на предприятие. К ней принадлежат поставщики, посредники, конкуренты, потребители и т. п.
Внутренняя среда предприятия— внутренние факторы, которые прямо влияют на деятельность предприятия. К ним принадлежат: наличие основных производственных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов и др.
Факторы маркетинговой среды, которые влияют на работу предприятия, приведены в таблице 1.1. Таких факторов может быть множество, но из них необходимо выбрать лишь важнейшие.
Таблица 1.1
Среда | Интегрированные факторы | Составляющие |
Макросреда | Географические | Наличие природных ресурсов, естественные условия но др. |
Демографические | Численность и территориальное распределение населения, часть активного населения, возрастной ценз, уровень платежеспособности но др. |
|
Научно-технические | Научно-техническая политика государства, уровень внедрения новой техники и технологий но др. |
|
Экономические | Степень государственной регуляции экономики, система налогообложения, размеры зарплат и пенсий но др. |
|
Экологические | Экологическая безопасность окружающей среды и др. |
|
Политические | Политическая стабильность общества, взаимодействие исполнительной и законодательной власти но др. |
|
Международные | Научно-техническое сотрудничество, экспорт-импорт |
|
Эволюционные | Основные тенденции развития отраслей народного хозяйства |
|
Микросреда | Поставщики | Виды сырья, материалов, полуфабрикатов, которые поставляются; цены поставок но др. |
Потребители | Ассортимент продукции, объемы потребления, цена потребления, уровень платежеспособности но др. |
|
Конкуренты | Степень освоения рынка, качество продукции, политика ценообразования |
|
Финансово-кредитные организации | Ассортимент предоставленных услуг, банковский процент за операциями, комфортность но др. |
|
Государственные органы | Контроль за соблюдением законодательства, система руководства, взаимоотношения с местной администрацией |
|
Внутренняя среда фирмы | Непосредственно предприятие | Средний уровень заработной платы, обеспеченность трудовыми ресурсами, организационная структура управления, обеспеченность основными фондами, уровень использования новейших технологий, обеспеченность финансовыми ресурсами. |
Маркетинговая среда предприятия — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия или вместе с ним и влияющих или имеющих возможность влиять на его рыночную деятельность. Маркетологи должны отслеживать, изучать и анализировать изменения внешней среды предприятия, чтобы приспосабливать деятельность компании к этим изменениям.
Маркетинговая среда делится на макро- и микросреду.
Макросреда предприятия — внешние факторы, оказывающие влияние на микросреду в целом. Сюда входят следующие элементы.
Демографическая среда (демография — наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности размещения, возраста, соотношения полов, рас, рода занятий и других статистических данных). Для маркетологов важно знать, какие изменения происходят в структуре населения: старение населения, его рост, структура семьи и т. д. Все эти факторы, с одной стороны, могут таить опасности для деятельности компании, а с другой стороны, предоставлять новые возможности для роста и развития.
Культурная среда — социальные институты и другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества. Таким образом, компании необходимо учитывать образ мышления общества, нормы и ценности.
Природная среда — природные ресурсы, используемые как сырье для производства. Маркетологи должны отслеживать такие тенденции, как дефицит сырья, удорожание электроэнергии, загрязнение воды, почвы, воздуха. Например, все усиливающееся загрязнение воды привело к тому, что у потребителей появилась необходимость в дополнительной очистке питьевой воды. Это возможность для компаний, производящих промышленные фильтры, выйти на потребительский рынок (если вернуться к предыдущей главе, то это стратегия развития рынка — одна из стратегий роста по матрице Ансоффа). Та же тенденция обусловила появление нового рынка — рынка бутилированной воды (т. е. питьевой воды в бутылках разного объема). В связи с загрязнением окружающей среды формируется новая потребность в экологически чистых продуктах питания.
Технологическая среда — силы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым возникают новые маркетинговые возможности [10]. Развитие техники радикально меняет жизнь человечества. Компьютеры полностью вытеснили пишущие машинки, сотовые телефоны конкурируют с местной телефонной связью, Интернет-технологии изменили наше представление о коммуникациях, успехи в области медицинских технологий дали возможность проводить операции, о которых еще несколько лет назад врачи могли только мечтать. В современных условиях компании сталкиваются со все увеличивающейся скоростью технологических изменений, расширением технических возможностей, увеличением затрат на НТР.
Экономическая среда — совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и структуру потребления [10]. К ним относятся инфляция, кризис доходов, изменения в распределении доходов, величина кредитов. Например, кризис 1993 г., когда произошел обвал рубля, привел к тому, что иностранные производители сока ушли с российского рынка, не выдержав конкуренции и освободив, таким образом, рынок для российских компаний. Этот пример показывает, что одно итоже событие несет в себе угрозу для одних предприятий и возможности для других.
Политическая и правовая среда — совокупность законов, государственных учреждений и структур, которые оказывают влияние и ограничивают деятельность компаний и отдельных лиц в обществе [10]. Отношение политики к сфере бизнеса, дочерним предприятиям, государственное законодательство (законы о защите прав потребителей, об экспорте, о налогообложении, об окружающей среде, о рекламе, средствах массовой информации и др.) — все это необходимо отслеживать и анализировать маркетологам.
Микросреда предприятия состоит из субъектов, с которыми компании приходится взаимодействовать в процессе своей работы, и факторов, которые непосредственно связаны с самой компанией и оказывают влияние на ее способность эффективно действовать на рынке.
Микросреда предприятия: Для эффективного анализа внешней среды разработаны специальные методики. Наиболее часто используется методика SWOT-анализа.
SWOT-анализ - это ситуационный анализ — анализ прошлого, настоящего и будущего положения продукта или организации с учетом ее планов и факторов внешней среды
Используются оценки: сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон предприятия (его преимуществ и недостатков); возможностей (Opportunities) и опасностей (Threats) рынка.
Сильные и слабые стороны относятся к внутренним характеристикам компании, а возможности и угрозы являются внешними факторами, которые предприятие должно учитывать.
Возможностями являются события или тенденции развития внешней среды, которые потенциально позволяют компании создавать конкурентные преимущества или ведут к укреплению существующих конкурентных преимуществ.
Опасностями являются события или тенденции развития внешней среды, которые ведут к ослаблению уже существующих конкурентных преимуществ компании или отрицательно повлияют на способность компании реализовывать конкурентные преимущества в будущем. Например, рост уровня благосостояния потребителей оказывает влияние на рынок в целом, а снижение значимости характеристик товара в глазах целевых потребителей будет оказывать неблагоприятное влияние на конкурентоспособность исследуемой компании.
Сильные стороны включают в себя имеющиеся у предприятия ресурсы и навыки, которые позволяют извлекать выгоды из открывающихся возможностей, а также избегать опасностей или противостоять им.
Слабые стороны представляют собой недостатки навыков или ресурсов в какой-либо области, снижающие способность предприятия действовать более успешно, чем конкуренты.
На основании выделенных факторов проводится разработка рекомендаций (вариантов решения) относительно того, как укрепить сильные стороны компании, исправить слабые стороны, использовать возможности и преодолеть опасности.
- 51.Производительность труда на предприятии: понятие, показатели.
- 52.Производительность труда, факторы ее роста. Заработная плата. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- 53.Производственная программа и производственная мощность предприятия. Результат производства. Производственная мощность
- Стоимостные показатели объемов продукции
- 54.Роль налогов в рыночной экономике, функции налогов. Принципы налогообложения.
- 55.Рынок недвижимости: методы исследования, ценообразования, структура и механизм функционирования.
- 56.Себестоимость продукции предприятия. Группировка затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Резервы снижения себестоимости.
- 2. Классификация затрат по экономическим элементам.
- 3. Классификация затрат по статьям калькуляции.
- 57.Система «Директ-костинг». Сущность, назначение.
- 58.Система гарантий участников лизинговых сделок.
- 59.Система организации международных расчетов.
- 60.Современная система требований к деятельности менеджера с позиции лидерства. Классификация стилей управления.
- 1. Качественный подход
- 2. Бихевиористский подход
- 61.Содержание, задачи и этапы комплексной системы подготовки производства.
- 62.Состав, виды и формы лизинговых платежей.
- 63.Социально-экономическая сущность и значение финансов населения.
- 64.Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе (способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц).
- 1.2.1 Способ цепной подстановки
- 1.2.2 Способ абсолютных разниц
- 1.2.3 Способ относительных разниц
- 65.Способы измерения влияния факторов на результативный показатель в экономическом анализе.
- 66.Спрос и предложение на рынке товаров и услуг.
- 67.Существующие модели рынка и их условия функционирования.
- 68.Сущность и тенденции развития первичного и вторичного рынка ценных бумаг.
- 69.Сущность инвестиций. Понятия: инвестиции, инвестиционная деятельность, капитальные вложения. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
- 70.Типы и методы организации производства.
- 2.Методы организации производства
- 71.Традиционные способы обработки экономической информации: способ сравнения, способ группировки, относительные и средние величины, балансовый способ, графический способ.
- 72.Управление привлечением денежных ресурсов. Финансовый рычаг.
- 73.Управление себестоимостью: цели и содержание. Затраты на производство: определение, состав, классификация.
- 1. Виды и классификация затрат на производство
- Общая схема классификации затрат на производстве
- Классификация затрат на производство продукции
- 74.Учет фактора времени. Дисконтирование денежных потоков.
- 1. Расчет значений дисконтированных денежных потоков pv
- 75.Факторы макро и микросреды, оказывающие влияние на развитие предприятия.