logo search
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ / Концепция ценообразования

4.2. Топливно-энергетический комплекс

Необходимость государственного регулирования цен и тарифов на энергоресурсы обусловлена монопольным положением энергетической отрасли и ее ролью в функционировании экономики.

Учет указанных факторов регулирование цен (тарифов) на энергоресурсы осуществляется в целях:

стабильного функционирования и развития энергетической отрасли исходя из рациональных потребностей народного хозяйства и населения республики и их бесперебойного энергообеспечения;

защиты экономических интересов потребителей энергоресурсов от монопольного повышения цен (тарифов);

создания механизма сбалансированности интересов производителей и потребителей энергоресурсов;

создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.

Для поддержания на достигнутом уровне финансового положения организаций топливно-энергетического комплекса:

введен и действует механизм индексации цен (тарифов) на энергоресурсы, отпускаемые населению и юридическим лицам;

определен перечень льготных групп и категорий потребителей энергоресурсов и предельный уровень их льготирования;

разработан и реализован перечень мер по сокращению затрат на производство, передачу и распределение энергии.

Одним из недостатков существующей системы ценообразования на газ и энергию является сохранение практики перекрестного субсидирования, которое негативно отражается на финансовом состоянии других организаций реального сектора экономики.

Основными направлениями совершенствования тарифного регулирования в топливно-энергетическом комплексе являются:

поэтапная оптимизация уровня цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы в целях надежного функционирования отрасли, создания стимулов для экономии энергоресурсов у потребителей и расширения использования возобновляемых источников энергии;

установление тарифов на энергию, дифференцированных в зависимости от точек подключения потребителя к сети, с последующим формированием их по уровням напряжения;

поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на энергоресурсы;

переход к оплате за потребленную электрическую энергию по дифференцированным по временным периодам тарифам;

максимальное сокращение перечня групп потребителей, имеющих льготы по оплате за потребленные энергоресурсы.

Добываемая в республике нефть лишь частично обеспечивает нужды народного хозяйства в нефтепродуктах. Уровень отпускных цен на указанную продукцию, реализуемую на внутреннем рынке республики, напрямую зависит от стоимости покупки нефти за свободно-конвертируемую валюту, действующего обменного курса белорусского рубля к доллару США, стоимости переработки, налоговых и неналоговых платежей, прибыли и конъюнктуры рынка.

Совершенствование ценообразования на нефть и нефтепродукты предполагает:

сохранение государственного регулирования цен на нефть сырую собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее;

установление единых цен на нефтепродукты, вырабатываемые из нефти, добываемой в республике, и импортируемой;

создание механизма регулирования цен, при котором будут исключены "лишние" торговые посредники.