4.2. Топливно-энергетический комплекс
Необходимость государственного регулирования цен и тарифов на энергоресурсы обусловлена монопольным положением энергетической отрасли и ее ролью в функционировании экономики.
Учет указанных факторов регулирование цен (тарифов) на энергоресурсы осуществляется в целях:
стабильного функционирования и развития энергетической отрасли исходя из рациональных потребностей народного хозяйства и населения республики и их бесперебойного энергообеспечения;
защиты экономических интересов потребителей энергоресурсов от монопольного повышения цен (тарифов);
создания механизма сбалансированности интересов производителей и потребителей энергоресурсов;
создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.
Для поддержания на достигнутом уровне финансового положения организаций топливно-энергетического комплекса:
введен и действует механизм индексации цен (тарифов) на энергоресурсы, отпускаемые населению и юридическим лицам;
определен перечень льготных групп и категорий потребителей энергоресурсов и предельный уровень их льготирования;
разработан и реализован перечень мер по сокращению затрат на производство, передачу и распределение энергии.
Одним из недостатков существующей системы ценообразования на газ и энергию является сохранение практики перекрестного субсидирования, которое негативно отражается на финансовом состоянии других организаций реального сектора экономики.
Основными направлениями совершенствования тарифного регулирования в топливно-энергетическом комплексе являются:
поэтапная оптимизация уровня цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы в целях надежного функционирования отрасли, создания стимулов для экономии энергоресурсов у потребителей и расширения использования возобновляемых источников энергии;
установление тарифов на энергию, дифференцированных в зависимости от точек подключения потребителя к сети, с последующим формированием их по уровням напряжения;
поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на энергоресурсы;
переход к оплате за потребленную электрическую энергию по дифференцированным по временным периодам тарифам;
максимальное сокращение перечня групп потребителей, имеющих льготы по оплате за потребленные энергоресурсы.
Добываемая в республике нефть лишь частично обеспечивает нужды народного хозяйства в нефтепродуктах. Уровень отпускных цен на указанную продукцию, реализуемую на внутреннем рынке республики, напрямую зависит от стоимости покупки нефти за свободно-конвертируемую валюту, действующего обменного курса белорусского рубля к доллару США, стоимости переработки, налоговых и неналоговых платежей, прибыли и конъюнктуры рынка.
Совершенствование ценообразования на нефть и нефтепродукты предполагает:
сохранение государственного регулирования цен на нефть сырую собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее;
установление единых цен на нефтепродукты, вырабатываемые из нефти, добываемой в республике, и импортируемой;
создание механизма регулирования цен, при котором будут исключены "лишние" торговые посредники.
- Постановление совета министров республики беларусь
- 20 Июля 2005 г. N 799 о концепции ценообразования в республике беларусь
- 1. Ценообразование
- 2. Основные направления совершенствования ценообразования
- 3. Основные подходы и механизмы, направленные
- 3.1. Структура органов ценообразования, их права
- 3.2. Принципы и способы регулирования ценообразования.
- 3.3. Антимонопольная политика в сфере ценообразования
- 3.4. Устранение перекрестного и бюджетного субсидирования
- 3.5. Гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и
- 3.6. Обеспечение принципов согласованности инструментов
- 4. Особенности регулирования цен
- 4.1. Промышленность
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Агропромышленный комплекс
- 4.4. Строительный комплекс
- 4.5. Транспорт и связь
- 4.6. Отрасли социальной сферы и лекарственные препараты
- 4.7. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 5. Система ценового мониторинга