9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
Общественный характер предпринимательства означает наличие в общественном производстве определенных условий, позволяющих реализовать функциональные признаки предпринимательства.
Предпринимательство функционирует в условиях:
1) неопределенности, постоянного изменения рынка, к которому необходимо непрерывно адаптироваться;
2) неустойчивости, (ни один хозяйствующий субъект рынка не находится на нем бесконечно);
3) риска, требующего собственной интуиции и логического
анализа ситуации.
Различают внешние условия, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды , и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации факторов предпринимательства.
К внешней среде предпринимательства относятся следующие факторы:
1) природно-демографические (климатические условия и качество земель, сырьевая база, численность и половозрастная структура населения и др.). Эти факторы определяют отраслевую организацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы;
2) технологические (уровень развития науки и техники, наличие современных технологий и их применение и др.). Обусловливают не только характер и формы осуществления предпринимательства, но и способы предпринимательской деятельности;
3) экономические. Это степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их Распределения, уровень сбережений, налоговая политика и т.д. Определяют уровень распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности; правовые (степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства). Не только обеспечивают предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяют уровень их активности;
5) институциональные (развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные и другие агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения). Обусловливают интенсивность товарообмена, расширенные возможности ведения предпринимательской деятельности;
6) социально-культурные (нравственные и моральные нормы, образовательный уровень населения). Влияют на формирование потребностей и особенности спроса, на специфику организации предпринимательства и деловую этику, на отношение к предпринимательству.
К внутренней среде предпринимательства относятся особенности внутренней организации хозяйствующего субъекта, непосредственно влияющие на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства (масштабы организации, формы и характер управления организацией и др.).
Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды, другая — способности предпринимателя реагировать на все изменения.
По функциональным признакам предпринимательства функции подразделяются на управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом . Управление финансами. Главная задача финансового управления—обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизируемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу инвестиционных средств. Функция материально-технического обеспечения состоит в обеспечении бесперебойного снабжения при минимальных затратах. Самым сложным в решении этого вопроса является. Функции предпринимательства
не организационная сторона дела, а предсказуемость рыночной конъюнктуры. Управление производством во многом связано с техническим и технологическим аспектами. Содержательность его как предпринимательской функции состоит в поиске такой комбинации факторов производства, которая дала бы максимальный выпуск продукции при минимальных издержках.
Управление кадрами связано не только с подбором и расстановкой работников. Экономическая содержательность данной функции сводится в основном к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности.
Управление сбытом. Выявление самой потребности становится главной задачей функции сбыта.
Другая группа функций предпринимательства характеризует его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. Одной из таких функций является содействие установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциальный источник выгоды, предприниматель увеличивает предложение. Перемещая блага с рынка, где они в избытке, на рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению равновесия на товарных рынках.
- Тема 1. 1. Введение в экономику. Экономические системы и общие проблемы экономического развития
- 1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права
- 1.2. Микро- и макроэкономика.Позитивная и нормативная экономика
- 1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы
- 1.4. Основные этапы развития экономической теории
- 1.5. Типы экономических систем: рыночнаяэкономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
- Характеристика рыночной экономики
- 1.7. Основные экономические проблемы общества.Что производить? Как производить? Для кого производить?
- Тема 2. Экономические потребности,блага и ресурсы. Экономический выбор. Собственность в экономической системе. Экономические агенты. Теория общественного производства.
- 2.1. Экономические блага и их классификация
- 2.2. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля.Закон возвышения потребностей
- 1.По субъектам (носителям потребностей):
- 2. По объектам (предметам, на которые они направлены):
- 3.По степени удовлетворения потребностей:
- 4.По происхождению:
- 2.3. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсови их занятость
- 2.4.Экономический выбор.Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)
- 2.5. Понятие собственности и ее значениев экономической системе
- 2.6..Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности
- 2.7. Формы и виды собственности.Гражданский кодекс рф о собственности в России
- 2.8. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
- 2.9. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
- Процесс труда
- Процесс производства
- Производственные отношения Производительные силы
- 2.10. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
- Производство
- Факторы производства
- 2.11. Простое и расширенное воспроизводство,его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства
- 2.12. Экономическая эффективностьобщественного производстве
- Тема 3. Рынок и механизм его функционирования
- 3.1. Экономическая сущность рынка.Классификация рынков
- По географическому признаку По экономическому назначению
- Классификация рынков
- 3.2. Функции рынка: ценообразующая,информационная, регулирующая, посредническая, санирующая
- 3.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
- 3.4.. Понятие, условия возникновенияи виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
- Характерные черты типов конкуренции
- 3.5. Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
- 3.6. Антимонопольное законодательствои государственное регулирование экономики. Рыночная власть
- Формы государственного регулирования
- Тема 4. Теория спроса и предложения
- 4.1. Потребительские предпочтенияи предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
- 4.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.Эластичность спроса
- 4.3 Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
- 4.4. Равновесная цена.Механизм рыночного равновесия
- Шкала спроса, предложения и рыночное равновесие
- 4.5.. Рынок труда. Спрос и предложение труда.Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы
- Основные формы и системы заработной платы
- 4.6. Рынок капитала.Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
- Структура производственных фондов предприятий
- 4.7.. Рынок земли. Рента. Цена земли
- 4.8. Сущность и основные чертыпредприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)
- Классификация предприятий
- 4.9. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации
- Правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки открытого акционерного общества
- 4.10. Малые предприятия. Интеграции предприятий
- 4.12. Экономическое содержание издержек. Видыи структура издержек предприятия (фирмы)
- Структура экономических издержек производства
- 4.13. Себестоимость и классификация затрат
- 1. Материальные затраты:
- 2.Затраты на оплату труда:
- 3.Отчисления на социальные нужды:
- 4.14. Выручка и прибыль.Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
- Издержкипредприятия Выручка от реализации
- Тема5. Здоровье как экономическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья населения и здравоохранение
- Литература
- Тема 6. Национальная экономика .Экономический рост и развитие.
- 6.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
- 5)Осуществление макроэкономической стабильности.
- 6.2. Основные макроэкономические показатели
- 6.3. Система национальных счетов: сущность и структура
- 6.4. Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития
- 6.5. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла
- 6.6. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса
- 6.7. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- 6.8. Совокупное предложение.
- 6.9. Макроэкономическое равновеси совокупного спроса и предложения
- Тема 7. Инфляция и безработица
- 7.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения.
- 7.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
- 7.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
- 7.7. Государственные финансы. Государственный бюджет
- 7.5. Налоги и налоговая система
- 7.6. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России
- 7.7. Деньги и их функции.
- 7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды
- 7.9. Банки и их функции. Банковская система
- Тема №8. Доходы населения и социальная политика
- 8.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения
- 8.2. Дифференциация доходов: сущность и причины
- 8.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
- 8.4. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы
- 8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
- 8.6. Валюта: сущность и виды.
- Тема 9. Особенности переходной экономики России
- 9.1.Переходная экономика : сущность, закономерности, этапы
- 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России
- 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации
- 9.4. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя
- 9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
- 9.6. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
- 9.7. Формирование конкурентной среды предпринимательства
- 9.8. Сущность и источники теневой экономики
- 9.9. Теневое предпринимательство в переходной экономике