logo
Конспект лекций по экономике

4.10. Малые предприятия. Интеграции предприятий

Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объема.

Роль малого предпринимательства в российской экономике трудно переоценить, оно производит 10-12% ВВП (валового внутреннего продукта) России, располагая всего 3,5% стоимости основных фондов экономики Российской Федерации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Основные преимущества малого предпринимательства:

  1. доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;

  2. повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;

  3. решение проблемы создания новых рабочих мест;

  4. низкие накладные расходы и меньший аппарат управления (по сравнению с крупными предприятиями);

  5. широкое использование местных сырьевых ресурсов, а во многих случаях и отходов производства. Особенность малых предприятий заключается в том, что они могут работать прибыльно даже на ограниченном рынке, находя для себя такие ниши, которые способны занять только малые фирмы.

В настоящее время в России действуют два критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии.

Таким образом, термин «малое предприятие» означает размер предприятия по двум установленным критериям. Малым предприятием может быть предприятие любой организационно-правовой формы, в т.ч. кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доля участия государства, общест­венных и религиозных организаций, благотворительных фондов не должна превышать 25%.

Малое предприятие нуждается в поддержке государства (налоговых льготах, дешевых кредитах) и стабильных законах. Для поддержки малого бизнеса в России создан специальный фонд поддержки малого предпринимательства.

На современном этапе развития рыночных отношений в экономике нашей страны происходит структурная перестройка промышленного производства. Цель ее — создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия. Этот процесс объединения усилий предприятий принимает форму кооперации или концентрации.

Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс проходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.

Интеграция предприятий на основе концентрации проводится с целью централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.

Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным, иметь различную организационную форму (картель, синдикат, трест, концерн, пул, холдинг).