4.10. Малые предприятия. Интеграции предприятий
Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объема.
Роль малого предпринимательства в российской экономике трудно переоценить, оно производит 10-12% ВВП (валового внутреннего продукта) России, располагая всего 3,5% стоимости основных фондов экономики Российской Федерации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Основные преимущества малого предпринимательства:
доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;
повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;
решение проблемы создания новых рабочих мест;
низкие накладные расходы и меньший аппарат управления (по сравнению с крупными предприятиями);
широкое использование местных сырьевых ресурсов, а во многих случаях и отходов производства. Особенность малых предприятий заключается в том, что они могут работать прибыльно даже на ограниченном рынке, находя для себя такие ниши, которые способны занять только малые фирмы.
В настоящее время в России действуют два критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии.
Таким образом, термин «малое предприятие» означает размер предприятия по двум установленным критериям. Малым предприятием может быть предприятие любой организационно-правовой формы, в т.ч. кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов не должна превышать 25%.
Малое предприятие нуждается в поддержке государства (налоговых льготах, дешевых кредитах) и стабильных законах. Для поддержки малого бизнеса в России создан специальный фонд поддержки малого предпринимательства.
На современном этапе развития рыночных отношений в экономике нашей страны происходит структурная перестройка промышленного производства. Цель ее — создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия. Этот процесс объединения усилий предприятий принимает форму кооперации или концентрации.
Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс проходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.
Интеграция предприятий на основе концентрации проводится с целью централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.
Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным, иметь различную организационную форму (картель, синдикат, трест, концерн, пул, холдинг).
- Тема 1. 1. Введение в экономику. Экономические системы и общие проблемы экономического развития
- 1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права
- 1.2. Микро- и макроэкономика.Позитивная и нормативная экономика
- 1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы
- 1.4. Основные этапы развития экономической теории
- 1.5. Типы экономических систем: рыночнаяэкономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
- Характеристика рыночной экономики
- 1.7. Основные экономические проблемы общества.Что производить? Как производить? Для кого производить?
- Тема 2. Экономические потребности,блага и ресурсы. Экономический выбор. Собственность в экономической системе. Экономические агенты. Теория общественного производства.
- 2.1. Экономические блага и их классификация
- 2.2. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля.Закон возвышения потребностей
- 1.По субъектам (носителям потребностей):
- 2. По объектам (предметам, на которые они направлены):
- 3.По степени удовлетворения потребностей:
- 4.По происхождению:
- 2.3. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсови их занятость
- 2.4.Экономический выбор.Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)
- 2.5. Понятие собственности и ее значениев экономической системе
- 2.6..Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности
- 2.7. Формы и виды собственности.Гражданский кодекс рф о собственности в России
- 2.8. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
- 2.9. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
- Процесс труда
- Процесс производства
- Производственные отношения Производительные силы
- 2.10. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
- Производство
- Факторы производства
- 2.11. Простое и расширенное воспроизводство,его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства
- 2.12. Экономическая эффективностьобщественного производстве
- Тема 3. Рынок и механизм его функционирования
- 3.1. Экономическая сущность рынка.Классификация рынков
- По географическому признаку По экономическому назначению
- Классификация рынков
- 3.2. Функции рынка: ценообразующая,информационная, регулирующая, посредническая, санирующая
- 3.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
- 3.4.. Понятие, условия возникновенияи виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
- Характерные черты типов конкуренции
- 3.5. Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
- 3.6. Антимонопольное законодательствои государственное регулирование экономики. Рыночная власть
- Формы государственного регулирования
- Тема 4. Теория спроса и предложения
- 4.1. Потребительские предпочтенияи предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
- 4.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.Эластичность спроса
- 4.3 Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
- 4.4. Равновесная цена.Механизм рыночного равновесия
- Шкала спроса, предложения и рыночное равновесие
- 4.5.. Рынок труда. Спрос и предложение труда.Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы
- Основные формы и системы заработной платы
- 4.6. Рынок капитала.Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
- Структура производственных фондов предприятий
- 4.7.. Рынок земли. Рента. Цена земли
- 4.8. Сущность и основные чертыпредприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)
- Классификация предприятий
- 4.9. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации
- Правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки открытого акционерного общества
- 4.10. Малые предприятия. Интеграции предприятий
- 4.12. Экономическое содержание издержек. Видыи структура издержек предприятия (фирмы)
- Структура экономических издержек производства
- 4.13. Себестоимость и классификация затрат
- 1. Материальные затраты:
- 2.Затраты на оплату труда:
- 3.Отчисления на социальные нужды:
- 4.14. Выручка и прибыль.Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
- Издержкипредприятия Выручка от реализации
- Тема5. Здоровье как экономическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья населения и здравоохранение
- Литература
- Тема 6. Национальная экономика .Экономический рост и развитие.
- 6.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
- 5)Осуществление макроэкономической стабильности.
- 6.2. Основные макроэкономические показатели
- 6.3. Система национальных счетов: сущность и структура
- 6.4. Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития
- 6.5. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла
- 6.6. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса
- 6.7. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- 6.8. Совокупное предложение.
- 6.9. Макроэкономическое равновеси совокупного спроса и предложения
- Тема 7. Инфляция и безработица
- 7.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения.
- 7.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
- 7.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
- 7.7. Государственные финансы. Государственный бюджет
- 7.5. Налоги и налоговая система
- 7.6. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России
- 7.7. Деньги и их функции.
- 7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды
- 7.9. Банки и их функции. Банковская система
- Тема №8. Доходы населения и социальная политика
- 8.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения
- 8.2. Дифференциация доходов: сущность и причины
- 8.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
- 8.4. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы
- 8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
- 8.6. Валюта: сущность и виды.
- Тема 9. Особенности переходной экономики России
- 9.1.Переходная экономика : сущность, закономерности, этапы
- 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России
- 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации
- 9.4. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя
- 9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
- 9.6. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
- 9.7. Формирование конкурентной среды предпринимательства
- 9.8. Сущность и источники теневой экономики
- 9.9. Теневое предпринимательство в переходной экономике