4.3 Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объем предложения от объема производства не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис. 4.2). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Цена
ЦЕНА
Р
Объем , " '- Q
Рис. 4.2. График кривой предложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:
изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
технологические возможности производства;
уровень налогов и дотации;
перспективы развития отрасли;
влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения. -
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:
Довольно часто экономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, — мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
1. Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса предложение неэластично.
2.Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.
3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичность предложения имеет важное значение при определении налоговой политики правительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую — потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное — на производителей.
- Тема 1. 1. Введение в экономику. Экономические системы и общие проблемы экономического развития
- 1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права
- 1.2. Микро- и макроэкономика.Позитивная и нормативная экономика
- 1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы
- 1.4. Основные этапы развития экономической теории
- 1.5. Типы экономических систем: рыночнаяэкономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
- Характеристика рыночной экономики
- 1.7. Основные экономические проблемы общества.Что производить? Как производить? Для кого производить?
- Тема 2. Экономические потребности,блага и ресурсы. Экономический выбор. Собственность в экономической системе. Экономические агенты. Теория общественного производства.
- 2.1. Экономические блага и их классификация
- 2.2. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля.Закон возвышения потребностей
- 1.По субъектам (носителям потребностей):
- 2. По объектам (предметам, на которые они направлены):
- 3.По степени удовлетворения потребностей:
- 4.По происхождению:
- 2.3. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсови их занятость
- 2.4.Экономический выбор.Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)
- 2.5. Понятие собственности и ее значениев экономической системе
- 2.6..Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности
- 2.7. Формы и виды собственности.Гражданский кодекс рф о собственности в России
- 2.8. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
- 2.9. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
- Процесс труда
- Процесс производства
- Производственные отношения Производительные силы
- 2.10. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
- Производство
- Факторы производства
- 2.11. Простое и расширенное воспроизводство,его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства
- 2.12. Экономическая эффективностьобщественного производстве
- Тема 3. Рынок и механизм его функционирования
- 3.1. Экономическая сущность рынка.Классификация рынков
- По географическому признаку По экономическому назначению
- Классификация рынков
- 3.2. Функции рынка: ценообразующая,информационная, регулирующая, посредническая, санирующая
- 3.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
- 3.4.. Понятие, условия возникновенияи виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
- Характерные черты типов конкуренции
- 3.5. Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
- 3.6. Антимонопольное законодательствои государственное регулирование экономики. Рыночная власть
- Формы государственного регулирования
- Тема 4. Теория спроса и предложения
- 4.1. Потребительские предпочтенияи предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
- 4.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.Эластичность спроса
- 4.3 Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
- 4.4. Равновесная цена.Механизм рыночного равновесия
- Шкала спроса, предложения и рыночное равновесие
- 4.5.. Рынок труда. Спрос и предложение труда.Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы
- Основные формы и системы заработной платы
- 4.6. Рынок капитала.Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
- Структура производственных фондов предприятий
- 4.7.. Рынок земли. Рента. Цена земли
- 4.8. Сущность и основные чертыпредприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)
- Классификация предприятий
- 4.9. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации
- Правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки открытого акционерного общества
- 4.10. Малые предприятия. Интеграции предприятий
- 4.12. Экономическое содержание издержек. Видыи структура издержек предприятия (фирмы)
- Структура экономических издержек производства
- 4.13. Себестоимость и классификация затрат
- 1. Материальные затраты:
- 2.Затраты на оплату труда:
- 3.Отчисления на социальные нужды:
- 4.14. Выручка и прибыль.Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
- Издержкипредприятия Выручка от реализации
- Тема5. Здоровье как экономическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья населения и здравоохранение
- Литература
- Тема 6. Национальная экономика .Экономический рост и развитие.
- 6.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
- 5)Осуществление макроэкономической стабильности.
- 6.2. Основные макроэкономические показатели
- 6.3. Система национальных счетов: сущность и структура
- 6.4. Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития
- 6.5. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла
- 6.6. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса
- 6.7. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- 6.8. Совокупное предложение.
- 6.9. Макроэкономическое равновеси совокупного спроса и предложения
- Тема 7. Инфляция и безработица
- 7.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения.
- 7.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
- 7.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
- 7.7. Государственные финансы. Государственный бюджет
- 7.5. Налоги и налоговая система
- 7.6. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России
- 7.7. Деньги и их функции.
- 7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды
- 7.9. Банки и их функции. Банковская система
- Тема №8. Доходы населения и социальная политика
- 8.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения
- 8.2. Дифференциация доходов: сущность и причины
- 8.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
- 8.4. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы
- 8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
- 8.6. Валюта: сущность и виды.
- Тема 9. Особенности переходной экономики России
- 9.1.Переходная экономика : сущность, закономерности, этапы
- 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России
- 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации
- 9.4. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя
- 9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
- 9.6. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
- 9.7. Формирование конкурентной среды предпринимательства
- 9.8. Сущность и источники теневой экономики
- 9.9. Теневое предпринимательство в переходной экономике