logo
Конспект лекций по экономике

6.9. Макроэкономическое равновеси совокупного спроса и предложения

Процесс общественного воспроизводства предполагает эко­номическое равновесие как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнооб­разны — соответствие между ресурсами и потребностями, про­изводством и потреблением, спросом и предложением и т.д.

При анализе макроэкономического равновесия необходимо соблюдать такие требования, как:

1) соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей;

2) полное использование всех экономических ресурсов общества (труда, земли, капитала);

3) общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления;

4)наличие свободной конкуренции, равенства всех покупателей на рынке, неизменность экономической ситуации, замкнутость экономической системы;

5) идеальное равновесие на всех рынках микроэкономическо­го уровня.

. При анализе макроэкономического равновесия широко ис­пользуются совокупные показатели — ВНП, ВВП, НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие можно рассматривать с помощью совокупного спроса и совокупного предложения Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и сово­купного предложения достигается, когда желание покупателей приобрести определенный объем товаров и услуг при дан­ном уровне цен совпадает с желанием продавцов такое же количество товаров и услуг при том же уровне

Графическое пересечение кривых совокупного спроса и крупного предложения отображает равновесный реальный национального производства и равный уровень цен (рис. 6.2.).

Рис. 6.2. Модель макроэкономического равновесия

совокупного спроса смещается на горизон­тальном отрезке кривой совокупного предложения, изменяет­ся реальный объем ВНП. Уровень цен остается неизменным. Если совокупный спрос увеличивается, цены остаются неиз­менными. Реальный объем производства возрастает.

На промежуточном отрезке кривой совокупного предложе­ния изменение совокупного спроса приводит к изменению цен и объема производства, т.е. к изменению и номинального, и реального ВНП.

На вертикальном отрезке сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается только ростом цен (инфляцией спроса), реаль­ный ВНП не изменяется. Если совокупный спрос увеличится, цены возрастут, а реальный объем производства останется неиз­менным.

Проблема макроэкономического равновесия — одна из са­мых острых и дискуссионных в экономической науке. Сущест­вуют две основные точки зрения по данному вопросу — клас­сическая и кейнсианская.

Классическая школа рассматривала модель макроэкономи- ческого равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основная концепция гласит, что предложение товаров само создает собственный спрос; произ­веденный объем продукции автоматически обеспечивает по­лучение такого дохода, который достаточен для полной реа­лизации всех товаров, следовательно, предложение и спрос количественно совпадают (рис. 6.4.)

Рис. 14.4 Макроэкономическое равновесие (модель классической школы):

АSсовокупное предложение;

АDсовокупный спрос на исходном уровне;

А1D1 — совокупный спрос на повышенном уровне;

Q — объем ВНП, соответствующий полной занятости ресурсов;

Р1 —уровень цен при исходном совокупном спросе;

Р2—уровень цен при повышенном спросе

Эта концепция основана на учении А, Смита о свободе рын­ка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сей, сами законы рынка делан» невозможными как пере­производство, так и недопотребление общественного продук­та. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сея».

Последователи классической школы в наше время утвержда­ют, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложе­ния. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструмен­тами саморегулирования служат цены, заработная плата и про­центная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред.

Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается Вр так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка настолько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис. 6.5). Зара­ботная плата на основе официального законодательства и до­говорной системы может снизиться, а безработица может реально возрасти. В период депрессии падение совокупного спроса приведет к падению объемов производства и сокраще­нию спроса на труд.

Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения А8 имеет вертикальный вид, а изменение сово­купного спроса влияет только на уровень цен, но не затраги­вает объемов производства и занятости трудовых Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей в период подъема экономики и увеличения занятости ресурсов.

Рис. 165. Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)

АS — совокупное предложение;

АD — совокупный спрос на исходном уровне; а А1D1— совокупный спрос на повышенном уровне;

Qобъем ВНП при исходном совокупном спросе;

Q1— объем ВНП при повышенном спросе.

Литература

1.Козырев В.М. Основы современной экономики: Учеб­ник. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, пере­ходная экономика: Учебное пособие / ред. А.В. Сидорович. М.: МГУ ДИС.

3.Микро-, макроэкономика: Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб.: ЛитерПлюс, 2006.

4.Мочерный СВ., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк ВВ. Экономическая теория: Учебник. М.: ПРИОР, 2000.

5.Экономика: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристь, 2002