8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
Мировая торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении пруда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.
Развитие международной торговли:
позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;
расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;
обеспечивает получение дополнительного дохода за счет Разницы национальных и интернациональных издержек производства;
4) Расширяет производственные возможности стран (происходит, сдвиг кривой производственных возможностей вправо);
5) ведет к углублению специализации производства, повышению на этой основе эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.
Мировая торговля формируется на базе внешней торговли осуществляемой разными странами.
Внешняя торговля — торговля между странами, состоя, щая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг осуществляется преимущественно через коммерческие сделки оформляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензирование и другие тарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения о платежах, а также кредитные и иные договоренности.
Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней.
1. Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.
2. При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств.
3. Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя.
4. Большее число покупателей и большее число конкурентов. Состояние внешней торговли страны и уровень ее развития зависят от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:
1) обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в т.ч. и такими, как информация, технология;
2) емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;
3) уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;
4) стратегия фирм, их организационная структура, степей развития конкуренции на внутреннем рынке.
5) ведет к углублению специализации производства, повышению на этой основе эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.
Мировая торговля формируется на базе внешней торговли осуществляемой разными странами.
Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг осуществляется преимущественно через коммерческие сделки оформляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензирование и другие тарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения о платежах, а также кредитные и иные договоренности.
Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней.
1. Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.
2. При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств.
3. Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя.
4. Большее число покупателей и большее число конкурентов. Состояние внешней торговли страны и уровень ее развития зависят от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:
1) обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в т.ч. и такими, как информация, технология;
2) емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;
3) уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;
4) стратегия фирм, их организационная структура, степей развития конкуренции на внутреннем рынке.
На стабильный и постоянный рост международной торговли влияют:
1) углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
2) НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;
3) активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;
4) либерализация международной торговли;
5) развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межгосударственных барьеров, формирование зон свободной торговли и др.
Внешняя торговля — объект пристального внимания государства. Существуют два основных вида внешнеторговой политики — политика свободной торговли и политика протекционизма.
Свободная торговля — это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений.
Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Она может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер (протекционизм группы стран в отношении стран, не входящих в группировку). Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами (рис. 19.2).
Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию Данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза.
Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой за единицу товара или в виде процента к цене товара.
Рис.8.2Методы протекционизма
Таможенные пошлины могут быть:
1) дифференциальными, назначающими разные ставки на одинаковые товары;
2) преференциальными — устанавливаемые для всех или не которых товаров отдельных стран и не распространяем! на товары прочих стран;
3) покровительственными — устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров внутренний рынок.
Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются нетарифные методы, представляющие собой административное регулирование внешней торговли путем: I
1) квотирования экспорта-импорта—установления в количестввенном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;
2) введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;
3) лицензирования—требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;
4) добровольного ограничения экспорта—принятия экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;
5) введения технических и санитарных стандартов;
6) налогообложения импортной продукции;
7) выдачи субсидий — денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.
- Тема 1. 1. Введение в экономику. Экономические системы и общие проблемы экономического развития
- 1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права
- 1.2. Микро- и макроэкономика.Позитивная и нормативная экономика
- 1.3. Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы
- 1.4. Основные этапы развития экономической теории
- 1.5. Типы экономических систем: рыночнаяэкономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
- Характеристика рыночной экономики
- 1.7. Основные экономические проблемы общества.Что производить? Как производить? Для кого производить?
- Тема 2. Экономические потребности,блага и ресурсы. Экономический выбор. Собственность в экономической системе. Экономические агенты. Теория общественного производства.
- 2.1. Экономические блага и их классификация
- 2.2. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля.Закон возвышения потребностей
- 1.По субъектам (носителям потребностей):
- 2. По объектам (предметам, на которые они направлены):
- 3.По степени удовлетворения потребностей:
- 4.По происхождению:
- 2.3. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсови их занятость
- 2.4.Экономический выбор.Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)
- 2.5. Понятие собственности и ее значениев экономической системе
- 2.6..Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности
- 2.7. Формы и виды собственности.Гражданский кодекс рф о собственности в России
- 2.8. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
- 2.9. Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
- Процесс труда
- Процесс производства
- Производственные отношения Производительные силы
- 2.10. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
- Производство
- Факторы производства
- 2.11. Простое и расширенное воспроизводство,его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства
- 2.12. Экономическая эффективностьобщественного производстве
- Тема 3. Рынок и механизм его функционирования
- 3.1. Экономическая сущность рынка.Классификация рынков
- По географическому признаку По экономическому назначению
- Классификация рынков
- 3.2. Функции рынка: ценообразующая,информационная, регулирующая, посредническая, санирующая
- 3.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
- 3.4.. Понятие, условия возникновенияи виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
- Характерные черты типов конкуренции
- 3.5. Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
- 3.6. Антимонопольное законодательствои государственное регулирование экономики. Рыночная власть
- Формы государственного регулирования
- Тема 4. Теория спроса и предложения
- 4.1. Потребительские предпочтенияи предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
- 4.2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.Эластичность спроса
- 4.3 Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
- 4.4. Равновесная цена.Механизм рыночного равновесия
- Шкала спроса, предложения и рыночное равновесие
- 4.5.. Рынок труда. Спрос и предложение труда.Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы
- Основные формы и системы заработной платы
- 4.6. Рынок капитала.Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
- Структура производственных фондов предприятий
- 4.7.. Рынок земли. Рента. Цена земли
- 4.8. Сущность и основные чертыпредприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)
- Классификация предприятий
- 4.9. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации
- Правовые формы предприятий
- Преимущества и недостатки открытого акционерного общества
- 4.10. Малые предприятия. Интеграции предприятий
- 4.12. Экономическое содержание издержек. Видыи структура издержек предприятия (фирмы)
- Структура экономических издержек производства
- 4.13. Себестоимость и классификация затрат
- 1. Материальные затраты:
- 2.Затраты на оплату труда:
- 3.Отчисления на социальные нужды:
- 4.14. Выручка и прибыль.Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
- Издержкипредприятия Выручка от реализации
- Тема5. Здоровье как экономическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья населения и здравоохранение
- Литература
- Тема 6. Национальная экономика .Экономический рост и развитие.
- 6.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
- 5)Осуществление макроэкономической стабильности.
- 6.2. Основные макроэкономические показатели
- 6.3. Система национальных счетов: сущность и структура
- 6.4. Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития
- 6.5. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла
- 6.6. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса
- 6.7. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- 6.8. Совокупное предложение.
- 6.9. Макроэкономическое равновеси совокупного спроса и предложения
- Тема 7. Инфляция и безработица
- 7.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения.
- 7.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
- 7.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
- 7.7. Государственные финансы. Государственный бюджет
- 7.5. Налоги и налоговая система
- 7.6. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России
- 7.7. Деньги и их функции.
- 7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды
- 7.9. Банки и их функции. Банковская система
- Тема №8. Доходы населения и социальная политика
- 8.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения
- 8.2. Дифференциация доходов: сущность и причины
- 8.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
- 8.4. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы
- 8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
- 8.6. Валюта: сущность и виды.
- Тема 9. Особенности переходной экономики России
- 9.1.Переходная экономика : сущность, закономерности, этапы
- 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России
- 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации
- 9.4. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя
- 9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
- 9.6. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
- 9.7. Формирование конкурентной среды предпринимательства
- 9.8. Сущность и источники теневой экономики
- 9.9. Теневое предпринимательство в переходной экономике