logo search
Экономика недвижимости_1 / Экономика недвижимости / 2

Понятие рынка недвижимости

Рынок недвижимости — это определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяется пространство между различными конкурирующими вариантами землепользования. Рынок недвижимости — сложная структура, цель которой свести покупателей и продавцов (рис. 8).

Рис. 8 — Модель участников рынка недвижимости

Рынок недвижимости локализован, поскольку его объекты недвижимы. Все участки земли в пределах населенного пункта дифференцированы или должны быть дифференцированы. Каждый рынок недвижимости имеет уникальные черты, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов воздействия. Рынок недвижимости сегментирован, так как различные пользователи обладают разными потребностями и разным платежеспособным спросом. Каждый конкретный рынок недвижимости может быть сегментирован по целому ряду параметров:

Спрос на недвижимость может быть очень изменчивым. Рыночная стоимость должна рассматриваться с точки зрения наиболее вероятного покупателя. Практически каждый инвестор находится в единственной в своем роде ситуации. Одним из наиболее важных факторов является то влияние, которое владение недвижимостью оказывает на ситуацию с подоходным налогообложением собственника.

Практика показала, что достаточно часто в действительной рыночной ситуации нарушаются некоторые или все условия, сопровождающие понятие «рыночная стоимость», — идеальный стандарт, который, однако, не всегда достижим. По этой причине стоимость часто не совпадает с ценой сделки. Рыночная стоимость обычно оценивается с точки зрения типичного для данного рынка потенциального покупателя, тогда как реальный диапазон рыночной стоимости зависит от многих субъективных факторов, в частности от неучтенных или неуправляемых (политических, климатических) рисков.

Конкурентоспособность недвижимости — это совокупность характеристик объекта (здания, сооружения, территории), отличающих его объектов — аналогов по степени удовлетворения индивидуального потребителя и по уровню затрат на его покупку и последующую эксплуатацию, а также ее способность быть выделенной покупателем из других групп аналогичных объектов (например, жилых домов), предлагаемых фирмами-продавцами, благодаря более высоким потребительским свойствам и технико-экономическим параметрам. Именно на рынке проектов или осуществленных объектов строительная продукция, конкурируя между собой, сравнивается и проверяется потребителем на соответствие его потребности.

Обострение конкуренции приведет к росту предложения данного вида недвижимости в данном районе. Если спрос при этом не возрастет, средний чистый доход от всей недвижимости данного вида будет снижаться. Если конкуренция чрезмерна, прибыли могут опуститься ниже нормальных или в некоторых случаях исчезнут.