logo
Экономика недвижимости_1 / Экономика недвижимости / 2

Платежи за недвижимость

Передача объектов недвижимости, в том числе земельных участков, из государственной или муниципальной собственности в частную собственность должна осуществляться за плату (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ). За земельные участки и иные объекты недвижимости взимается плата в форме имущественных налогов и неналоговых платежей за предоставление прав пользования такими объектами, в том числе арендная плата. Задачами государственного управления недвижимостью в части совершенствования системы платы за объекты недвижимости является создание гибкого, «прозрачного» механизма установления указанной платы, направленного на пополнение доходов бюджетов всех уровней, и стимулирование эффективного использования недвижимости всех форм собственности. Установление всех форм платы должно осуществляться исходя из стоимости объектов недвижимости, определяемой на основе установленных Правительством РФ стандартов, методов и правил.

В России на данный момент действует пять имущественных налогов: земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на недвижимость (в порядке эксперимента), которые в той или иной мере распространяются на объекты недвижимости.

Имущественные налоги обеспечивают около 6 % общего объема налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. Несмотря на то, что имущественные налоги достаточно сложны с точки зрения администрирования, они обладают стабильностью налоговой базы и высокой степенью собираемости, что позволяет рассматривать их в качестве значимого потенциального источника финансовых ресурсов региональных и местных бюджетов.

Главной проблемой существующей системы налогообложения земельных участков, зданий, сооружений является разнородность способов установления налоговой базы. Так, средние ставки земельного налога за земли различных категорий, установленные Законом РФ от 11.09.91 г. № 1738-1 «О плате за землю» в рублях за единицу площади земельного участка, дифференцируются органами законодательной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом местоположения и качества земель. Следует отметить, что ставки земельного налога, установленные еще в 1991 г., крайне низки, вследствие чего проблема увеличения поступлений в бюджет средств земельного налога решается путем ежегодной индексации его ставок.

Серьезной проблемой, препятствующей введению указанных налогов, является несовершенство методик кадастровой оценки земель. Проведение кадастровой оценки земель возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, хотя земельный налог является местным и, следовательно, должен устанавливаться органами местного самоуправления и зачисляться в полном объеме в местные бюджеты. Определение стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения должно производиться на основе процедур, позволяющих оценить большое число объектов при относительно небольших затратах. Бремя расходов, связанных с оценкой налоговой базы о недвижимости, должны нести бюджеты того уровня, в доходы которого направляются соответствующие налоги.

Проблему налогообложения недвижимости необходимо решать в рамках отдельной концепции реформирования системы всех имущественных налогов в России. Целью такого реформирования является не только рост доходов бюджетов всех уровней, но и обеспечение справедливого распределения налогового бремени между налогоплательщиками.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите формы государственного регулирования рынка недвижимости.

2. Для чего нужен кадастровый номер?

3. Как происходит процедура государственной регистрации объектов недвижимости?

4. Какую информацию содержит ЕГРП?

5. Какие имущественные налоги сейчас действуют в РФ?