logo
Экономика недвижимости_1 / Экономика недвижимости / 2

Законодательная основа имущественно-земельных отношений

В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство является предметом ведения РФ и субъектов РФ и состоит из Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Иные акты, содержащие нормы земельного права, могут издавать Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления. В сфере недвижимости роль региональных и муниципальных нормативных актов более значительна, чем в других секторах рыночной экономики.

До введения ЗК РФ права на земельные участки, являющиеся предметом сделки, на которых находятся объекты недвижимости, переходили в соответствии со статьями ГК РФ. С принятием ЗК РФ сформирован правовой механизм по организации и управлению земельными отношениями в условиях формирования земельного рынка.

Федеральное законодательство. Земля как объект недвижимости имеет особый правовой статус и служит объектом специфических общественно-экономических отношений. Земельная реформа началась в 1990 г., когда были приняты Закон Рф «О собственности в СССР» и Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Более радикальное изменение земельных отношений связано с принятием в 1991 г. в РСФСР Закона «О земельной реформе» и Земельного кодекса РСФСР. Земельный кодекс ликвидировал исключительную государственную монополию на землю и установил различные формы собственности на землю, в том числе и частную.

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 1993 г. был утвержден «Порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков», а в июне 1993 г. Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству разработал типовой договор купли-продажи земельного участка — купчую.

Долгое время земли, в том числе городские, не имели стоимости, что являлось причиной их неэффективного и бесхозяйственного использования. С развитием рыночных отношений возникла необходимость создания таких условий, при которых невыгодно иметь неиспользованные земли. Поэтому в октябре 1991 г. был принят Закон РСФСР «О плате за землю», который закрепил любое использование земли в России только на платной основе. Плата за землю осуществляется в форме земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли, причем размер платы не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника или землепользователя. Для защиты прав на земельные участки, создания эффективной системы платежей, осуществления государственного контроля и регулирования операций с землей введен Государственный земельный кадастр. Для информационного обеспечения кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель Правительство РФ разработало и приняло Положение о мониторинге земель в России.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Региональное законодательство. Для оперативного решения региональных проблем, связанных с управлением и распоряжением недвижимостью, субъекты федерации на основе федерального законодательства принимают свои законы. Например, на федеральном уровне не определено понятие «управление недвижимостью», в то время как в регионах такое понятие используется. Наибольший интерес представляют законы и другие правовые нормативные акты Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Калининградской, Саратовской, Свердловской областей и ряда других регионов. В регионах самостоятельно формируется стратегия управления рынком недвижимости и создается необходимое законодательное, нормативно-правовое, информационное, организационное и финансовое обеспечение. Например, органы исполнительной власти Санкт-Петербурга и Самары выбрали в качестве основной формы земельных отношений передачу в собственность городских земельных участков. Некоторые регионы, рассматривающие городские земли как ограниченный, не воспроизводимый ресурс исключительно высокой ценности, считают аренду городских земель приоритетной формой земельных отношений. Именно такая форма землепользования получила преимущественное развитие в Москве, Екатеринбурге, Волгограде, Калининградской, Ленинградской и других областях.

Основные вопросы, которые решаются на региональном уровне и являются предметом законодательного регулирования субъектами федерации: строительство, эксплуатация и ремонт объектов недвижимости; приватизация; аренда (организация конкурсов, аукционов и расчет арендной платы); государственная поддержка инвестиционной деятельности; учетная политика; налогообложение; формирование бюджета, жилищные субсидии, займы и кредиты.

Законодательство о местном самоуправлении и местные нормативные правовые акты. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов (ст. 132 ч. 1) владения, пользования и распоряжения (ст. 130 ч. 1) и управления муниципальной собственностью.

Управление муниципальной недвижимостью входит в концепцию органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ устанавливает, что экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. В ее состав включены средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, организации, банки и прочее движимое и недвижимое имущество. Согласно закону органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении недвижимого имущества, входящего в состав муниципальной собственности, и вправе передать его во временное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать и совершать с ним иные сделки. Органы местного самоуправления обладают широким кругом полномочий в области земельных отношений, строительства, зонирования и планировки, развития производственной и социальной инфраструктуры. Контроль за землепользованием также является предметом ведения местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно ст. 71 п. «е» и «ж» Конституции РФ, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития РФ, а также правовых основ единого рынка относится к сфере ведения Российской Федерации. При этом федеральные программы не должны нарушать конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12 Конституции).

Идеология ЗК РФ выражена в принципах, установленных этим законом. Главным принципом провозглашен приоритет охраны земель. Этот принцип основан на положении Конституции (ст. 9) о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и только во вторую очередь земля является объектом недвижимости и соответственно владение, пользование и распоряжение земельными участками может осуществляться собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

Следующий важнейший принцип ЗК — судебный порядок разрешения земельных споров. Восстановление нарушенных прав на землю осуществляется путем:

Если первый и четвертый случаи восстановления нарушенного права осуществляются в судебном порядке, то во втором и третьем случаях это возможно как в судебном, так и в административном порядке, который предусматривает обжалование неправомерно принятого акта в вышестоящем административном органе.

Немаловажную роль в законе имеет принцип платного землепользования. Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательствами: земельным, водным, лесным, о недрах, охране окружающей среды и др. Это правило полностью корреспондирует со ст. 129 п. 3 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться иными способами в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами о земле и других природных ресурсах. В ст. 210 п. 3 ГК РФ также установлено, что осуществление собственниками правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельными участками не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц. Следовательно, оборот земельных участков регламентируется гражданским законодательством в части, не противоречащей федеральному земельному законодательству. Общие положения о праве собственности и других вещных правах на земельные участки установлены в гл. 17 ГК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 16.04.2001 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Таким образом, ЗК РФ необходимо рассматривать в неразрывной связи с нормами ГК РФ.

В соответствии с ЗК РФ приватизация здания (строения, сооружения) проводится только вместе с приватизацией земельного участка, за исключением случаев, когда отчуждаемая часть здания (строения, сооружения) не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка или данный земельный участок изъят из оборота либо ограничен в обороте.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, если они принадлежат одному лицу. Таким образом, земельный участок и расположенная на нем недвижимость фактически объявляются единым имущественным комплексом и только в таком виде могут быть предметом гражданско-правовых сделок (купли-продажи, ипотеки и пр.). Эта норма прямо касается «частного сектора» в пригородах, так как при оформлении договоров передачи таких домов в собственность граждан одновременно должен быть решен вопрос о предоставлении земельного участка, на котором расположен жилой дом. Это нововведение требует внесения изменений в ГК РФ, законы РФ «Об ипотеке», «О банкротстве», «Об исполнительном производстве», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» и прочие акты.

Приватизация застроенных земельных участков должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В ст. 16 Земельного кодекса РФ утверждены и определены понятия участников и объектов земельных отношений, разграничены полномочия РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в этой области и проведено разграничение частной, государственной и муниципальной собственности по так называемому остаточному принципу, который гласит: «государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований».

Порядок такого разграничения установлен Федеральным законом от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», в соответствии с которым право собственности на земельные участки у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает с момента его государственной регистрации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка данных перечней производится по согласованию. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления перечни участков утверждаются Правительством РФ, а сведения о них включаются в документы Государственного земельного кадастра.

В соответствии со ст. 3 п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ. Вводный закон) до разграничения государственной собственности на землю для распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, регистрации не требуется.

Ответственность за нарушение земельного

законодательства

Гражданско-правовые способы защиты прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли выполняют восстановительную и компенсационную функции и обеспечивают стабильность земельных отношений. Для обеспечения стабильности земельных отношений к нарушителям земельного законодательства применяются предупредительные и карательные меры в соответствии с административным, уголовным и трудовым законодательством, что предусмотрено ЗК РФ. Однако Кодекс не содержит ни перечня земельных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, ни информации об уголовной ответственности за совершение земельных правонарушений. Они установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Субъектами земельных правонарушений могут быть собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы участков. Административной ответственности за совершение земельных правонарушений могут также подвергаться граждане, юридические и должностные лица, не относящиеся к данной категории, но причинившие вред этим лицам.

К административной ответственности за земельные правонарушения могут привлекаться государственные органы и их должностные лица при нарушении законодательства по распоряжению землей, правил выдачи правоустанавливающих документов на землю и правил государственной регистрации прав на землю и сделок с ней.

Согласно Кодексу право привлекать к административной ответственности за совершение земельных правонарушений имеют органы:

К лицам, виновным в совершении опасного земельного правонарушения, применяется уголовная ответственность в соответствии со ст. 254 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).

Предметом преступления, предусмотренного этой статьей, является земля. Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение плодородного слоя почвы. Загрязнение — внесение в землю не свойственных ей физических, химических и биологических веществ и организмов. Отравление земли происходит при внесении в нее этих веществ в степени, которая делает невозможным ее использование. Существуют перечень опасных химических и биологических веществ, порядок их регистрации, а также правила обращения с ними, зафиксированные в Постановлении Правительства РФ от 12.11.1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ», ГОСТ 17.4.1.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация веществ для контроля загрязнения».

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Росземкадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю, совершенные в корыстных целях должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо общественными работами на срок от 120 до 180 ч.

Согласно ст. 170 УК РФ незаконными являются такие сделки, в результате которых у юридических и физических лиц, не имеющих права на их совершение или не имеющих права на земельный участок, являющийся предметом сделки, такое право возникает. Данная статья касается только должностных лиц, которые занимаются ведением Государственного земельного кадастра и регистрируют сделки с землей в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

ЗК РФ устанавливает дисциплинарную ответственность должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений, в случаях если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель.

За нарушение прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов предусмотрено возмещение убытков в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Также в полном объеме возмещаются убытки, возникшие при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков.

В ст. 57 и 62 ЗК РФ речь идет о внедоговорном причинении вреда, который возмещается по правилам гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда». Право на возмещение вреда имеют лица, у которых есть законное право на землю (собственники земли, землепользователи, землевладельцы, арендаторы обладатели сервитутов). Порядок возмещения убытков и потерь регламентирован Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 01 1993 г. № 77.

Порядок возмещения вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, установлен в Положении о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ, утвержденном Постановлением Совета министров Правительства РФ от 23.12.1993 г. № 1362 (в ред. от 12.03.1996 г. № 271), Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25.05.1994 г. № 160, и в некоторых других правовых актах.

Существуют методики определения размера причиненного ущерба. Так, в случае загрязнения земли химическими веществами применяют «Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», утвержденный Приказом Роскомзема от 10.11.1993 г. и Минприроды России от 18.11.1993 г., а также Методику определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденную Мингорэнерго России 01.11.1995 г. и др.