13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
Фискальную функцию – обеспечение финансирования государственных расходов;
Регулирующую функцию – государственное регулирование экономики;
Социальную функцию – поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных групп людей с целью сглаживания неравенства между ними;
Стимулирующую функцию – стимулирование получение прибыли.
Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняют фискальную функцию, то есть изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.) либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальные науки, театры, музеи, многие учебные и медицинские заведения и т. п.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль налоги играют в воздействии государства на развитие экономики.
Рыночная экономика – это регулируемая экономика. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство старается создать условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует развитие технического прогресса, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление, а средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом – безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь – включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
В настоящее время существует два вида налоговой системы – шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные налоговые ставки, льготы, сроки, квоты и др. Государство, используя шедулярную налоговую систему, может активно влиять на работу предприятий, способствуя развитию экономики.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налога и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Однако эта система не позволяет государству активно влиять на деятельность предприятий. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
- Макроэкономика
- Содержание
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, ее предмет, основные задачи и методы исследования……………………………………………………………..14
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие…………………………82
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- Глава 5. Экономический рост и его факторы.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы………………….234
- Предисловие
- Глава 1 – к.Э.Н., доцент г.Г. Мамедов
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, её предмет, основные задачи
- 1.1. Макроэкономика как раздел экономической теории,
- 1.2. Роль микроэкономической теории в макроэкономике.
- 1.3. Объекты, субъекты и предмет макроэкономики.
- 1.4. Сущность и принципы макроэкономического анализа.
- 1.5. Макроэкономические рынки, пропорции.
- 1.6. Макроэкономическая политика.
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- 2.2. Кругооборот продуктов и доходов в экономике.
- 2.3. Система национального счетоводства и методология
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
- 3.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
- 3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном
- 3.4. Равновесие в модели ad-as. Шоки совокупного спроса
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- 4.1. Потребление, сбережения, инвестиции как составные части
- 4.2. Средняя и предельная склонность к потреблению.
- 4.3. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь
- 4.4. Инвестиции. Инвестиционный спрос, его факторы. Валовые
- 4.5. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория
- Глава 5. Экономический рост и его факторы. Основные теории
- 5.1. Сущность и показатели экономического роста.
- 5.2. Факторы и типы экономического роста.
- 5.3. Основные модели экономического роста.
- 1. Неокейнсианские модели.
- 2. Неоклассические модели.
- 3. Модель “затраты – выпуск”
- 5.4. Противоречия экономического роста.
- 5.5. Государственная политика экономического роста.
- Раздел III. Макроэкономика и неустойчивость
- 6.2. Основные теории цикличности.
- 6.3. Типы экономических циклов. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Модель цикла.
- 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.
- 6.5. Государственная антициклическая политика.
- Глава 7. Сущность безработицы, ее показатели и основные типы.
- Типы, виды и формы безработицы
- 7.3. Социально-экономические последствия безработицы.
- 7.4. Государственная политика борьбы с безработицей.
- Меры по предупреждению и сокращению безработицы
- Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
- 8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.
- 8.2. Типы и виды инфляции.
- 1.Инфляция спроса;
- 2.Инфляция издержек;
- 8.3. Социально-экономические последствия инфляции.
- 8.4. Антиинфляционное регулирование.
- Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
- 9.2. Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
- 9.3. Методы государственного регулирования экономики.
- 9.4. Основные направления, инструменты государственного регулирования экономики.
- 9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
- Раздел IV. Денежно-кредитные и бюджетно-налоговые проблемы макроэкономики
- Глава 10. Финансовая система и финансовая политика.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы.
- 11.3. Денежные системы и их типы.
- 11.4. Кредит и его функции. Основные формы и виды кредита.
- Глава 12. Современная банковская система и ее структура.
- Глава 13. Налоговая система и проблемы ее развития.
- 13.1. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
- 13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
- 13.3. Классификация налогов и способы их взимания.
- 13.4. Налоговая политика. Недостатки в области налогообложения.
- Глава 14. Ценные бумаги и фондовый рынок.
- 14.1. Сущность и виды ценных бумаг.
- 14.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами.
- Раздел V. Мировая экономика
- Глава 15. Мировая система рыночного хозяйства.
- 15.3. Национальная валюта в международной валютной системе.
- Влияние ревальвации и девальвации на состояние платежного баланса
- Глава 16. Проблемы перехода к рыночной экономике.
- 16.3. Переходный период и его социально-экономические проблемы.
- 16.4. Особенности экономической политики государства
- 16.5. Основные особенности преобразования собственности