9.3. Методы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики может осуществляться: административными и экономическими методами.
Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти, авторитете правительства. Они не связанны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Они чужды принципам рыночной экономики и поэтому применяются в сферах и ситуациях где рыночный механизм действует слишком медленно, вообще не может решать задач в чрезвычайных ситуациях или может привести к необратимым последствиям.
Особые случаи, когда административные методы широко применяются государством это природные катастрофы, война, социально-политический кризис. Особая роль принадлежит административным методам в периоды мирной модификации общественно-экономической системы, становление новой формации.
Административное регулирование экономики может осуществляться в трех основных формах: запрет, разрешение и принуждение. Такие формы как запрет, и разрешение имеют широкую область применения. Они осуществляются путем выдачи или отказа в выдаче лицензий, принятия законов или подзаконных актов. Особое место занимает принуждение. В законодательствах некоторых стран оно оговорено как инструмент государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений. Речь идет, в первую очередь, о праве правительства в целях стабилизации экономики устанавливать максимально допустимый процент повышения тарифных ставок, заработной платы и цен, а также на время замораживать их.
Административные методы регулирования экономики по своей сути враждебны рыночному хозяйству и в тоже время при чрезвычайных обстоятельствах могут быть необходимы как хирургическое вмешательство больному организму. Их широкое применение нарушает экономический механизм, прерывает нормальное хозяйственное развитие. Поэтому массовое использование административных методов регулирования характерно для чрезвычайных обстоятельств или на крутых поворотах общественного развития.
К административным методам тесно примыкает метод морального убеждения. Этот метод государственного регулирования основывается на авторитете правительства, справедливости, на силе убеждений, призывов, заявлений.
Государство использует этот метод для объяснения населению целей государственного регулирования и призывов следовать этим целям. Своеобразными мерами убеждения является опубликование программ действия правительства, государственных среднесрочных программ, призывов к населению и отдельным социальным группам. Моральное убеждение широко применяется в социальной, торговой, инвестиционной политике.
Главная предпосылка успеха такой акции - совпадение интересов собственников капитала и широких слоев населения. При этом принципиальное значение имеет доверие экономических кругов к государственной экономической политике и вообще к правительству, что само по себе является огромным невесомым капиталом и обязательным условием успеха экономической политики государства.
В основе государственного регулирования хозяйственной деятельности экономическими методами лежит кредитно-денежная, бюджетно-надоговая, внешнеторговая и валютная политика. Государственное регулирование с помощью кредитно-денежной политики представляет собой воздействие на количество и цену предлагаемого ссудного капитала, чтобы в соответствии на спрос и механизм использования кредитов в народном хозяйстве.
Наиболее эффективным методом государственного регулирования в рамках кредитно-денежной политики являются операции на открытом рынке.
Другим методом государственного регулирования является изменение резервной нормы. Она представляет собой часть депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке.
Следующим методом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты по коммерческим банкам увеличение или уменьшение учетной ставки в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.
Среди кредитно-денежных методов регулирования экономики особое место занимает эмиссия денег, которая выполняет три функции: во-первых, обеспечение экономики средствами обращения, платежа и накопления. Во-вторых, покрытие дефицита государственного бюджета. В критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия. В-третьих, путем увеличения или уменьшения денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания денежных средств, тормозит перегрев конъюнктуры рынка, бороться с ростом цен.
В системе денежно- кредитной политики имеется и ряд косвенных методов регулирования денежной массы, среди которых особое значение имеет «государственная регистрация» банков. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, необходимого для получения лицензии, государство косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией.
С помощью названных методов кредитно-денежной политики государство в лице Центрального банка реализует две основные цели: поддержание на определенном уровне денежной массы или процентной ставки.
Дополнением к кредитно-денежной политики и ее методам регулирования хозяйственной деятельности выступает бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства. Она представляет совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета. Выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования.
К прямым относят способы бюджетного регулирования. Основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе являются:
Субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально-значимые сферы;
Финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;
Стратегические инвестиции производственную и социальную инфраструктуру, затраты на НИОКР, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды;
Государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг);
К косвенным методам фискальной политики относят налоговую политику и политику ускоренной амортизации.
С кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политикой тесно связана внешнеторговая политика государства. Она представляет собой совокупность целей, средств и методов, применяемых государством для развития торговых отношений с другими странами. Внешнеторговая политика включает не только определение географической и товарной структуры экспорта и импорта, но и систему государственного регулирования.
Исторически сложилось два противоположных варианта внешнеторговой политики: протекционизма и свободной торговли. Внешнеторговая политика большинства государств носит гибкий характер, что проявляется в избирательном использовании методов протекционизма и введении элементов свободной торговли. Их эффективное применение является одним из важнейших факторов нормального функционирования экономики.
Государственное регулирование экономики немыслимо без проведения действенной валютной политики. Ее суть состоит в изменении, либо поддержании на определенном уровне курса национальной валюты с целью воздействия на экономическую конъюнктуру.
Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на прямые и косвенные. К прямым методам относятся валютные интервенции при регулировании валютного курса. Проводя валютную интервенцию, Центральный банк продает или покупает валюту своей страны на валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, покупка – повышению.
К косвенным методам регулирования валютного курса относят практически все методы кредитно-денежной политики. Если государство осуществляет мероприятие направленные на снижение инфляции, то прочих равных условиях это стабилизирует обменный курс.
В современной экономике государственное регулирование не ограничивается набором административных и экономических методов, но и используется особый инструмент – государственный сектор.
В странах, где доля государственной собственности значительна, она неизменно используется в целях выравнивания экономического цикла и поддержания занятости.
Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, так как учреждения государственного сектора являются во многих странах ведущими исполнителями научно-исследовательских работ, осуществляемых за счет государственного финансирования.
Государственное регулирование экономики осуществляется через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций.
Таким образом, государственный сектор в экономике выступает не только дополнением к рыночному механизму, но и активным его регулятором.
- Макроэкономика
- Содержание
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, ее предмет, основные задачи и методы исследования……………………………………………………………..14
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие…………………………82
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- Глава 5. Экономический рост и его факторы.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы………………….234
- Предисловие
- Глава 1 – к.Э.Н., доцент г.Г. Мамедов
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, её предмет, основные задачи
- 1.1. Макроэкономика как раздел экономической теории,
- 1.2. Роль микроэкономической теории в макроэкономике.
- 1.3. Объекты, субъекты и предмет макроэкономики.
- 1.4. Сущность и принципы макроэкономического анализа.
- 1.5. Макроэкономические рынки, пропорции.
- 1.6. Макроэкономическая политика.
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- 2.2. Кругооборот продуктов и доходов в экономике.
- 2.3. Система национального счетоводства и методология
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
- 3.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
- 3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном
- 3.4. Равновесие в модели ad-as. Шоки совокупного спроса
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- 4.1. Потребление, сбережения, инвестиции как составные части
- 4.2. Средняя и предельная склонность к потреблению.
- 4.3. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь
- 4.4. Инвестиции. Инвестиционный спрос, его факторы. Валовые
- 4.5. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория
- Глава 5. Экономический рост и его факторы. Основные теории
- 5.1. Сущность и показатели экономического роста.
- 5.2. Факторы и типы экономического роста.
- 5.3. Основные модели экономического роста.
- 1. Неокейнсианские модели.
- 2. Неоклассические модели.
- 3. Модель “затраты – выпуск”
- 5.4. Противоречия экономического роста.
- 5.5. Государственная политика экономического роста.
- Раздел III. Макроэкономика и неустойчивость
- 6.2. Основные теории цикличности.
- 6.3. Типы экономических циклов. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Модель цикла.
- 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.
- 6.5. Государственная антициклическая политика.
- Глава 7. Сущность безработицы, ее показатели и основные типы.
- Типы, виды и формы безработицы
- 7.3. Социально-экономические последствия безработицы.
- 7.4. Государственная политика борьбы с безработицей.
- Меры по предупреждению и сокращению безработицы
- Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
- 8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.
- 8.2. Типы и виды инфляции.
- 1.Инфляция спроса;
- 2.Инфляция издержек;
- 8.3. Социально-экономические последствия инфляции.
- 8.4. Антиинфляционное регулирование.
- Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
- 9.2. Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
- 9.3. Методы государственного регулирования экономики.
- 9.4. Основные направления, инструменты государственного регулирования экономики.
- 9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
- Раздел IV. Денежно-кредитные и бюджетно-налоговые проблемы макроэкономики
- Глава 10. Финансовая система и финансовая политика.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы.
- 11.3. Денежные системы и их типы.
- 11.4. Кредит и его функции. Основные формы и виды кредита.
- Глава 12. Современная банковская система и ее структура.
- Глава 13. Налоговая система и проблемы ее развития.
- 13.1. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
- 13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
- 13.3. Классификация налогов и способы их взимания.
- 13.4. Налоговая политика. Недостатки в области налогообложения.
- Глава 14. Ценные бумаги и фондовый рынок.
- 14.1. Сущность и виды ценных бумаг.
- 14.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами.
- Раздел V. Мировая экономика
- Глава 15. Мировая система рыночного хозяйства.
- 15.3. Национальная валюта в международной валютной системе.
- Влияние ревальвации и девальвации на состояние платежного баланса
- Глава 16. Проблемы перехода к рыночной экономике.
- 16.3. Переходный период и его социально-экономические проблемы.
- 16.4. Особенности экономической политики государства
- 16.5. Основные особенности преобразования собственности